На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Экономика

Болонский процесс: подготовка бакалавра – модель структуры…

Версия для печати Версия для печати

В Украине большинство населения при становлении и обучении профессиям обречено проходить стадию бакалавра в силу экономических и политических причин

1. Об определении статуса бакалавра

Практическая экспериментальная апробация модели подготовки бакалавра, предложенной автором статьи ранее, сопряжена с согласованием на уровнях верхних эшелонов власти, поэтому приходится ограничиваться теоретическим исследованием модели.

На Рис.1 представлена модель структуры подготовки бакалавра в графическом исполнении, что позволяет иллюстрировать теоретические построения.

Рис.1.jpg

С термином "бакалавр" население бывшего Советского Союза вплотную столкнулось лет 18-19 назад, когда этот термин был "вброшен" в стабильное образовательное пространство высшей школы. Сложившиеся в то время стереотипы и общественный статус выпускников техникумов и институтов (университетов) были полностью уничтожены простым волюнтаристским решением чиновников от образования. Однако сопротивление среды оказалось настолько сильным, что до вхождения Украины в Болонский процесс (2005 год) диплом бакалавра был простой бумажкой для домашнего пользования, которая не давала никакого права ее обладателю на получение какой-либо работы любого сорта. В принципе, такое положение сохранилось и по сию пору. Кстати, благодаря этому термину вполне определенный статус выпускника среднего специального учебного заведения (по советской рубрикации) тоже "поплыл" и перестал быть определенным, хотя по инерции выпускники техникумов могли рассчитывать на получение работы.

Отсутствие статусных рамок бакалавра, магистра, потребность в согласовании с международным статусом этих специалистов вполне очевидным образом ставит перед образованием сложные задачи по возврату доверия экономики и бизнеса к дипломам. Это доверие было утрачено в процессе внедрения понятий "бакалавр", "магистр" в лакейском рвении чиновников от образования. Деяние чиновников можно сравнить с весьма тщательно подготовленным и успешно реализованным крупномасштабным террористическим актом, почти полностью уничтожившим то образование, о котором в спецслужбах США бытовало мнение: "Что такого знает Иван, чего не знает Джон?".

Мы будем полагать, что статус бакалавра, в конце концов, будет установлен, если бывшие ССУЗы наконец приобретут статус колледжей с присвоением выпускникам звания бакалавра, унифицированы квалификационные характеристики направлений на международном уровне, и "наш" бакалавр будет признан на уровне «их» бакалавра. По уверению Министра, такая работа уже проводится, и вопрос будет вынесен на международный уровень. Задача эта должна решаться политиками, которые просто обязаны наконец избавиться от синдрома государственного инфантилизма.

Будем полагать бакалавра носителем предметного знания, позволяющего отправлять рабочие функции профессии по известным стандартным моделям.

Уровень исполнения функций зависит от уровня профессионализма бакалавра, но этот уровень никогда образовательным дипломом и не был гарантирован, а определялся обычным отношением к делу. Диплом, как правило, определяет нижние рамки квалификации его носителя.

2. Об уровнях обучения

Модель (Рис.1) предполагает пятиуровневую подготовку бакалавра. При обычном, традиционном подходе к образованию каждый уровень соответствует одному году обучения, хотя предполагается, что эти временные рамки, в большинстве случаев, могут быть нарушены в условиях индивидуализации и осуществления личных траекторий обучения. Это нарушение, видимо, следует ожидать в сторону уменьшения сроков обучения для большинства нарушений, но могут оказаться нарушения в сторону увеличения сроков обучения. Указанные нарушения не должны квалифицироваться как преступления против законов образования и для них не должны вводиться санкции. Подобное нововведение снимет большинство проблем в работе администрации, приводящих к столкновению интересов.

На Рис.2 приведены темплеты уровней подготовки бакалавра с короткими обозначениями содержания каждого уровня. Величины секторов имеют вполне сравнительный характер, поскольку конкретизация до чисел может быть произведена только в результате проведения достаточно масштабных (в пределах одного или нескольких учебных заведений) экспериментов.

Рис.2.jpg

Пятиуровневый срок обучения объясняется объемом и содержанием учебного материала, необходимого для удовлетворения требований соответствующих квалификационных характеристик профессиональных направлений. При разумном максимуме усвоения учебного материала в 100 кредитов вполне приемлемым для обычных студентов можно считать ежегодный объем в 40…60 кредитов. Поэтому за пять лет студент освоит 200…300 кредитов, что вполне соответствует необходимому объему учебного материала для получения квалификации бакалавра. Наиболее способные к обучению студенты могут освоить этот объем за три года.

Поскольку до сих пор в постсоветской педагогике высшей школы применяется практика диктата учебных планов, обеспечивающих обезличивание учебного процесса, несмотря на многочисленные наукообразные декларативные заявления об индивидуализации обучения, постольку и наши теоретические построения носят характер априорных предложений.

Правильность предложений может быть доказана или опровергнута лишь в эксперименте.

В целом, модель подготовки предполагает на первых уровнях возможность больше внимания уделять адаптации студента к жизнедеятельности во всех сферах, включая профессиональную, на последующих уровнях предлагается в меру широкое, а в практических условиях – достаточно глубокое, погружение в профессию "под заказ", создавая тем самым непосредственное вхождение в профессию без предварительной "подгонки", что всегда предусматривалось в советской высшей школе. Таким образом, предлагается модель маркетинговой схемы образования, что кардинально отличается от существующей до сих пор в постсоветском образовательном пространстве менеджментной схемы подготовки кадров.

3. База подготовки бакалавра – основная школа

Как уже отмечалось ранее, в сложившейся ситуации в Украине большинство населения при становлении и обучении профессиям обречено проходить стадию бакалавра в силу экономических и политических причин. Рисунок 3 призван напомнить читателю примерное соотношение потребности Украинского государства и общества в кадрах – носителях предметного и инструментального знания соответственно.

Рис.3.jpg

Таким образом, потребность в раннем профессионализме населения при достаточной квалификации можно считать первой причиной базирования подготовки бакалавров на основной школе.

В качестве второй причины следует признать демографический фактор. При том катастрофическом уменьшении населения Украины, которое наблюдается сейчас, потребность в квалифицированных кадрах значительно возрастает даже при недостаточном развертывании производственных отраслей и структур. Почерпнуть и вырастить новые достаточно квалифицированные кадры можно только за счет подрастающих поколений, если страна хочет остаться Украиной.

Мало того, государство уже в скором времени должно будет отказаться от технологии ВНО (внешнее независимое оценивание), приводящей к отсечению честных и талантливых молодых людей от высшего образования.

Третья причина заключается в том, что основным инструментом профессионала-исполнителя в информационном обществе становится информационная (управляющая и коммуникационная) техника. Эта техника наиболее популярна, и легко по этой причине усваивается как раз в молодежной среде. Школа, как правило, не обращает внимания на ПРАВИЛЬНОЕ употребление этого мощного орудия экономики, и школьники остаются на уровне, как принято говорить, "геймеров". Именно в колледжах информационная техника начинает применяться в профессиональных интересах, именно там энтузиазм молодого человека может быть сориентирован на правильное с общественно-экономической точки зрения употребление информационной техники.

В качестве четвертой причины можно предложить социально-психологический фактор потребности молодого человека зарабатывать деньги и "становиться на ноги" здесь и сейчас. Такое восприятие жизни имеет под собой почву общественного воспитания, особенно средствами массовой информации, пропагандирующими жажду "коротких денег".

И, наконец, пятой причиной можно назвать отрицательное отношение большинства населения Украины к ВНО.

4. Предыдущие публикации:
 

1.   Болонський процес: ми себе не надурюємо?  

2.   Болонський процес: переваги КМСОНП?  

3.   Болонський процес: асинхронізація навчання?  

4.   Болонський процес: підрахуємо бали?  

5.   Вища освіта в інформаційному суспільстві  

6.   Болонский процесс: "радужные" перспективы  

7.   Высшее образование – что делать?  

8.   Болонский процесс: вызовам – адекватные ответы!  

9.   Болонский процесс – стадия реализации. Часть І. Рассуждения  

10. Болонский процесс – стадия реализации. Часть ІI. Конструктив  

11. Болонский процесс – к вопросу о некоторых противоречиях КМСОУП  

12. К вопросу об эволюции системы высшего образования  

13. К вопросу о качестве образования авторов законопроекта "О высшем образовании"  

14. О законе "с человеческим лицом" для высшего образования  

15. Болонский процесс: программа подготовки бакалавра 

 


| Количество показов: 1753 |  Автор (привязка):  Пахотин Константин Константинович |  Голосов:  5 |  Рейтинг:  3.48 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:





Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Скороход Наталя Миколаївна

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Рефлексивно – акмеологические подходы к образованию психолога

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua