На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Образование

Болонский процесс: подготовка бакалавра – роль куратора

Версия для печати Версия для печати

Продолжение. Начало см.:

Болонский процесс: подготовка бакалавра – модель структуры…

Куратор – главный для студента преподаватель, наставник на протяжении всех лет подготовки, его советчик и "проводник" по лабиринтам студенческой жизни и подготовки к профессии

Не следует путать куратора индивидуального высшего образования с куратором коллективного высшего образования, наделенного правами и обязанностями "классной дамы" без оплаты.

1. Общая концепция

В предыдущей статье была предложена статусная рамка бакалавра: "Будем полагать бакалавра носителем предметного знания, позволяющего отправлять рабочие функции профессии по известным стандартным моделям".

Рис.1.jpg

Если принять такое определение статусной рамки бакалавра, приходится принять и независимость продукта образования от уровня исполнения бакалавром своих профессиональных функций. Конец прошлого и начала нынешнего века характеризуется выходом в эталонный статус именно исполнителей стандартных схем и моделей. Таковы известные спортсмены, актеры, певцы, танцоры. Даже большинство носителей инструментального знания стали известны как бакалавры. Это Кобзон, Пугачева, Кличко, Шевченко (Шева), и многие другие. Эти люди стали бакалаврами-мастерами, виртуозно исполняющими свою роль в стандартных ситуациях, т.е. в стандартных моделях. Большинство иных бакалавров не смогли столь многого достичь, возможно, в силу отсутствия призвания, а чаще всего – в силу отсутствия наставника. Вот афоризм Жан-Жака Руссо: "Из доступных нам знаний иные ложны, другие бесполезны, третьи служат пищей для гордости того, кто ими обладает. Лишь незначительное число тех, которые действительно способствуют нашему благополучию".

Следует обязательно отметить введение учебных занятий в выбранных самим студентом направлениях. Отсюда совершенно необходимым элементом подготовки бакалавра следует признать куратора, который играет роль старшего советника и наставника для студента.

Рис.2.jpg

При переходе на маркетинговую схему высшего образования резко возрастает требование к креативности исполнителя, субъекта учебного процесса из-за базирования на квалификационной характеристике (Рис.2), согласованной с основным заказчиком. Для обеспечения учебного процесса институт наставничества необходимо осуществить и по отношению к молодым преподавателям.

Таким образом, кураторы необходимы в новой системе образования и для студентов, и для исполнителей учебного процесса.

2. Уровневые задачи куратора

В соответствии с моделью (Рис.1) подготовки бакалавра, перед куратором на каждом уровне стоит задача обеспечения адаптации студентов в соответствии с названием уровней (надписи на Рис.1 справа).

На первом уровне, несмотря на то, что студенты как бы избирают для себя специальность еще до поступления в колледж, основная их масса не имеет четкой профессиональной ориентации. Кроме того, и для куратора студенты не определены, являются terra incognita. Эта обоюдная неопределенность и отражена в названии уровня.

Перед куратором стоит серьезная задача построения поведенческой карты личности студента с учетом его психологического портрета, коммуникативной характеристики и довузовского воспитания (легенда). Задача выполнимая с помощью описанных на рисунке средств, но разработка научной методики построения такой карты требует системных научных исследований.

Особую задачу представляет собой определение пристрастий студента (так называемое "хобби") с целью учета этого фактора в дальнейшей работе.

Поскольку "арсенал" куратора, полностью перечисленный на этом этапе в первой части рисунка (1 уровень), достаточно беден, куратор должен иметь достаточный опыт общения с молодежью, что и определяет требования к возрасту куратора, указанные в статье "
Болонский процесс: программа подготовки бакалавра".

Рис.3.jpg

Вполне оправданно может возникнуть вопрос о том, нужно ли для обучения в колледже составлять поведенческую карту личности студента? До сих пор не возникало таких вопросов в высшем образовании. Действительно, в коллективном образовании не могла возникнуть необходимость изучения каждого студента на столь глубоком уровне. Развитие современного высшего образования одним из основных принципов предполагает индивидуализацию, в частности, построение индивидуальных учебных траекторий.

Кроме того, качественную профессиональную ориентацию нельзя проводить без знания тех характеристик объекта, которые дает поведенческая карта личности (ПКЛ). Если же вспомнить задачу куратора активно участвовать в выборе студентом необязательных дисциплин, а также воспитательную задачу наставничества, отпадет всякое сомнение в необходимости построения ПКЛ. И, наконец, имеется стратегическая цель – подготовка к переходу высшего образования в
четвертый этап развития, что также потребует тщательной проработки и построения ПКЛ студента.

В лучшем случае, к концу года куратор-наставник может составить вполне приемлемый черновик ПКЛ своих подопечных, которых, на полную нагрузку, не может быть более десяти, иначе его деятельность превратится в простое чиновничье ремесло, основанное на приписках и отписках. Поэтому отладка ПКЛ и окончательная картина будущего выясняется лишь при прохождении второго уровня обучения.

Этот уровень более определенный. Между куратором и студентом налаживаются доверительные отношения или студент меняет куратора по согласованию с руководством колледжа, что, вполне возможно, и не несет негативных последствий ни для студента, ни для куратора при замене студента. Работа в паре "студент – куратор" на втором уровне обучения становится наиболее интенсивной, поскольку именно на этом уровне выбираются основные векторы развития личности студента, и здесь зарождается будущий жизненный успех или неуспех человека. На третьем, четвертом и пятом уровнях обучения работа куратора становится более похожей на работу советника и советчика. При хорошем знании личности студента советы не могут быть бесполезными и будут восприниматься студентом вполне адекватно и взвешенно.

Особенная задача куратора на последних уровнях обучения студента – составление подробной характеристики-резюме подопечного для дальнейшего устройства на работу с наилучшими возможностями карьерного роста.

Именно куратор должен быть ответствен (естественно, наряду со своим подопечным) за выполнение требований квалификационной характеристики направления (Рис.2) и договора с заказчиком-работодателем, в подписании которого куратор должен принимать участие. На старших уровнях такой договор может заключаться между заказчиком и студентом при участии куратора.

Автор полагает, что конкретика работы куратора на различных уровнях понятна из карты (Рис.3).


| Количество показов: 1928 |  Автор (привязка):  Пахотин Константин Константинович |  Голосов:  9 |  Рейтинг:  3.8 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:



Kenskin, 02.12.2011 21:41:05 Цитировать Имя

Уважаемый Владимир!
Разве Вам жить не интересно?
Ведь те трудности, которые сейчас окружают нашу молодежь нисколько нельзя сравнивать с тем, что окружало нас в нашем детстве!
Но мы ведь с приятной грустью вспоминаем детство, разве не так?

Почему же мы должны считать этот мир не нашим? Ведь и для нас
Gaudeamus igitur остается верным!


Владимир Крылов, 02.12.2011 15:35:18 Цитировать Имя

Спасибо за комментарий к комментарию. И в этом Вы правы. В отношение мельтешения изображений. Вы и здесь правы! Нынешнее поколение - поколение комиксов. На практике убеждаюсь, что классика подачи материала на лекции практически не воспринимаетя. Но! Если разбавлять слайды примерно через один, тем что назвали мельтушней, то все проходит на УРА. Даже классическая подача вызывает не только интерес, но и понимание. Осуждать или судить за это не в коем случае нельзя. Они уже живут в другом мире, другом пространстве. Если мы хотим дать знания,значит мы будем играть... нет не по их правилам, но с учетом мира где они уже живут. Не мы с Вами.


Kenskin, 02.12.2011 14:57:12 Цитировать Имя

Спасибо, Андрей, за комплимент относительно моей учености.

По поводу иллюстраций. Мне показалось, чо Вы выступаете за гладкий текст. Возможно, в медицине такое приветствуется. Но вот как-то меня попросили произвести расчет прибора Илизарова (лет 35 назад) на три кольца.Как бы Вы обошлись без иллюстраций?

Если же говорить о палитре, то мне больше импонирует незамутненное восприятие красок пятиклассника, нежели однотонность Малевича. На вкус и цвет... Вам Эль-Греко, нам Ван-Гог...
Так и живем, да...


Андрей Набоков, 02.12.2011 11:33:13 Цитировать Имя

Я заранее знал какая будет реакция, но терпеть уже не было сил :-))) Каждый раз после прочтения вашей статьи у меня минут 5 в глазах - цветные круги от буйства ваших красок, фонов и шрифтов. Вы не одиноки в своих усилиях: частенько даже на международных докладах и конференциях вполне серьезные исследования подаются в стиле оформления презентации, характерной для пятого класса. Многие серьезные ученые не умеют оформлять свои результаты - это факт. Они пользуются услугами тех, кто умеет это делать. Профессионально оформленные материалы - показатель уважения к аудитории. Докладчику ведь не придет мысль выйти на трибуну голым по пояс и в трусах в цветочек?

В моей критике нет ни слова "грязи". Я действительно хочу, чтобы коллеги и студенты, слушая и просматривая вашу презентацию, чувствовали себя комфортно и не щурились от боли в глазах...


Kenskin, 02.12.2011 07:17:56 Цитировать Имя

Исключительно в Вашем ключе, Андрей!

Молодец! Более ничего нельзя от Вас и ожидать.
Поскольку к содержательной части у Вас ПРЕТЕНЗИЙ нет, есть только маню-ю-ю-юсенькое замечание: "зачем вообще этот абориген пишет?", то становится понятным, что нужно юбратиться к оформлению и дизайну.
И вот тут Андрей увидел, по-видимому, как применить все СВОИ способности в применении не вполне чистоплотного и априорного обвинения в чем угодно.
Я рад за то, что не могу ответить Андрею в использованном им стиле, поскольку у меня нет поблизости столь просвещенных по-набоковски критиков с амбициями пятиклассника и уровнем образования первокурсника.

Ну и всерьез.
Прежде чем писать, Андрей, нечто критическое, продумайте аргументацию и доказательность своих умозаключений, а бросаться грязью просто так?
Базар, право слово!


Андрей Набоков, 01.12.2011 23:25:37 Цитировать Имя

Добрый вечер,
Я ни в коем случае не могу высказываться по теме статьи, хотя с моей точки зрения, ее содержательную часть можно было бы изложить в 3-х небольших абзацах. Я хотел сказать про ваши схемы и "слайды".

Скажите пожалуйста, кто вам сказал, что на схемах и граф-структурах нужно применять такое количество кеглей шрифтов всех размеров и сортов, и вдобавок раскрашивать это все во все цвета радуги? Это типичный "вырвиглаз", характерный для творчества пятикласника, который впервые увидел все разнообразие возможностей MS Office... И эта ситуация наблюдается во всех ваших статьях. Поймайте за рукав любого пробегающего мимо студента-первокурсника и попросите оформить ваши слайды, уверен, будет гораздо профессиональнее. Доверьтесь специалисту, не бойтесь...


Kenskin, 01.12.2011 21:24:36 Цитировать Имя

Уважаемый Владимир!
Об отсутствии комментариев по моим статьям я думаю следующее:
1. Вы правы, инертность читателей усилилась по причине увеличения нестабильности жития нашего;
2. Мои статьи посвящены построению стратегических моделей, для их усвоения должно пройти время, а большинство читателей, занимающихся этими вопросами (высшее образование) все еще держаться за старые стереотипы, даже молодежь;
3. Прогнозность статей практически стопроцентная, но вот, например, модель подготовки бакалавра актуальна уже сейчас, но будет принята в таком виде уже после того, как Министры ЕС в очередной раз разобьют себе носы и признают, что единое образовательное пространство им создать не удалось.

Так что я и не очень-то и жду комментариев. Жаль, что и по мтатьям других авторов нет рефлексии...


Владимир Крылов, 01.12.2011 18:09:21 Цитировать Имя

Статьи ваши замечательны. Все точно сформулировано. Но! Почему нет реакции? Народ устал весь! Что бомжи, что работяги, а особенно преподаватели. Табачник здесь не причем. Возникло то, что великий физиолог Павлов назвал запредельное торможение. То есть, стимул уже не действует, либо воздействует с отрицательной реакцией. Даже использловать это запредельное торможение дилетанты не в состоянии. Им так и не понятно, почему вброс лозунга "Достали!" не подействовал. Потому и не достали. Впрочем об этом же очень точно свидетелсьвует рейтинг отношения к "реХверендуму" о незалежности Украины в 1991 годе на форуме одного из изчадия свободы BBC:

... чи забезпечила хоч одна країна ЄС або США своїм громадянам безкоштовну освіту, медицину, житло?
Анатолій, Луцьк

Ось вам приклад, як наслідок, того, що 20 років тому не була заборонена комуністична ідеологія, яка продовжує розбещувати громадян, нав'язуючи їм совково-жебрацький менталітет.
Бачите, Анатолій не заздрить громадянам США і ЄС, які із своєї заробітної плати без проблем можуть оплатити лікування, житло, освіту дітей, і ще й на подорожі по світу вистачає.

Антон Маляр, Київ

Рекомендували 3 людей

Зареєструватися, щоб рекомендувати коментарі

Звернути увагу модератора

Додано: 1/12/2011 8:37 GMT

Крим голосував наступним чином: на дільниці з'явилося 32%; 15% від загального числа виборців або 47% були солдати і матроси строкової служби, яким оголосили, що як тільки вони проголосують за незалежність, так їх відразу всіх не залежно від терміну служби демобілізують. Від 32% за незалежність проголосувало 51% або 16,3% від загального числа виборців. 1.3% - реально за незалежність в Криму. Ці дані можна знайти в газетах кримських того часу. Офіційний звіт дає ті ж цифри, але без розшифровки.

Владимир Крылов, Simferopol, Crimea, Україна

Рекомендували 1 Особа

С уважением

P.S.
Разве что: Нам со страной не позло, или ей?
http://nesident.livejournal.com/9708.html
Впрочем всегда на Украине есть виновные:
http://www.youtube.com/watch?v=dmxDvT1CgFM



Перейти к обсуждению на форуме >>



Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Маніна Олена Вікторівна

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Громадянське суспільство як здійснення свободи

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua