На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Здравоохранение

К обеспечению прав граждан в сфере здравоохранения через реформы отрасли

Версия для печати Версия для печати

Введение

В последние месяцы все чаще говорят о проблемах здравоохранения, то ли в связи с так называемой эпидемической обстановкой, то ли в связи с предстоящими выборами. В реальности проблемы здравоохранения являются лишь разменной монетой в политических играх. Наши коллеги, эксперты ВЭС Сергей Болюх и Анатолий Якименко очень точно заметили, что в области здравоохранения «держава абсолютно усвідомлює свою неспроможність і ретельно її приховує». По этой причине для политиков медицина является опасным объектом политических игр: «Саме тому жодна політична сила не хоче за це братися – спрацьовує інстинкт самозбереження» (http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=43379).

Для того, чтобы обеспечить соблюдение прав человека в сфере здравоохранения необходимо вначале иметь эти права, а уже потом можно говорить о соблюдении прав. Противоречивость так называемых «законов» в здравоохранении с реальной практикой свидетельствует о полной несостоятельности существующей правовой нормативной базы в области здравоохранения. Следовательно, вести разговоры о конкретных случаях нарушения прав граждан в такой ситуации бессмысленно. Это лишь отодвинет решение вопросов, которые являются причинами нарушения прав. Правовой хаос в здравоохранении очевиден для всех экспертов, поэтому надежды на соблюдение права человека на защиту здоровья обычно связывают с будущими реформами в области здравоохранения.

Какая же сила может взять ответственность за реформы в медицине и что должно предшествовать таким реформам?

Председатель Комитета по вопросам здравоохранения ВР Украины Татьяна Бахтеева так оценивает ситуацию: «…я утверждаю, что на сегодняшний день целостного видения необходимых реформ в здравоохранении нет ни у кого, а самая большая опасность заключается в желании неподготовленных людей, которые не видят глобальной перспективы своих действий, включиться в процесс реформирования» (Зеркало недели, № 17 (745) 16 — 22 мая 2009). «Включиться в процесс реформирования» – означает принимать управляющие решения, для которых еще не пришло время. Для формирования «целостного видения реформ» необходима открытая дискуссия о наших проблемах и выработка согласованных решений. Качество такой дискуссии будет зависит от профессионализма участников, поэтому ответственность за реформы в медицине могут взять только сами медики, которые видят ситуацию изнутри системы, хорошо понимают следствия различных преобразований.

В стране чаще всего обсуждается два крайних варианта коренных преобразований медицины: один связывают с внедрением обязательного медицинского страхования, другой - с приватизацией лечебных учреждений. И тот и другой вариант отражает интересы определенных групп общества, которые либо хотят получить доступ к новым денежным потокам в здравоохранении, либо использовать медицину как средство получения прибавочной стоимости. Оба эти варианта реформ ориентированы на рыночные условия, в которых доступ к медицинским услугам получает только определенная часть населения. Преобразования в соответствии с этими вариантами связаны с коренной перестройкой существующей системы и требуют капиталовложений. Вполне очевидно, что существуют другие направления преобразований в украинской медицине, менее болезненные, более эффективные, а, главное, ориентированные на сохранение здоровья всех граждан, а не отдельных категорий избранных.

Одной из форм обеспечения прав граждан на здоровье являются общественные Слушания, которые проводятся в регионах по инициативе общественных организаций. Такие Слушания планируется провести 5 декабря 2009г. в Луганске под лозунгом: «Обеспечение государством конституционных прав граждан в сфере здравоохранения». Данная публикация является тезисами к выступлению на указанной конференции.

Цель

Публикация основана на нашей предыдущей работе, в которой изложены основные системные принципы и условия оптимального функционирования системы здравоохранения (http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=38756). Мы продолжаем развитие наших идей путем сопоставления заявленных ранее условий нормального функционирования системы здравоохранения с реальными объектами действующей модели. Анализ несоответствий в заявленной абстрактной модели и в действующей системе позволит предложить управляющие решения для осуществления реформ. По каждому обсуждаемому вопросу в работе представлены тезисы, которые следует рассматривать как наиболее общие принципы.

Дополнительные источники информации

Состояние действующего здравоохранения представлено различными аспектами, часть из которых мы попытались представить в виде динамики основных статистических характеристик здравоохранения и состояния здоровья (http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=36928). Автор этой публикации, как любой другой эксперт имеет ограниченный взгляд на существующие проблемы, поэтому нам представляется целесообразным представить наиболее удачные, с нашей точки зрения, мысли экспертов Всеукраинской экспертной сети» (ВЭС), которые, в целом, описывают основной спектр существующих проблем (http://www.experts.in.ua).

Тезисы подготовлены на основе анализа различных источников информации. Особое внимание мы уделили анализу заключений промежуточных результатов работы комиссии ЕС, которая по просьбе кабинета министров Украины в течение последних двух лет реализует проект «Содействие реформе вторичной медицинской помощи в Украине» (http://www.eu-shc.com.ua/catalogs/5/14/58/516/Apteka.doc). Следует заметить, что на реализацию этого проекта Евросоюз выделил 4 млн. евро и пригласил действительно независимых и авторитетных экспертов. Исходя из этих предпосылок, можно рассчитывать на высокое качество заключений и рекомендаций экспертов ЕС по состоянию и реформе здравоохранения в Украине. Однако, заключения экспертов ЕС носят общий стратегический характер и не могут учитывать целый ряд различных аспектов будущей реформы.

Основные системные принципы

На основе предыдущей работы (http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=36928) кратко перечислим главные системные принципы функционирования нормальной модели здравоохранения.
1. Приоритеты.
1.1. Приоритет врача в системе здравоохранения, его профессиональный и социальный статус;
1.2. Приоритет в выборе типовой модели медицины
1.3. Приоритеты в процессе реструктуризации действующей системы;
1.4. Приоритеты в определении гарантированного перечня бесплатной медицинской помощи;
1.5. Приоритеты при разработке стандартов лечения;
1.6. Приоритеты финансирования здравоохранения;
2. Обеспечение свободных потоков информации в сфере управления здравоохранением и в лечебных учреждениях;
3. Разделение управляющей и законодательной власти

Далее в соответствии с этими пунктами проведем анализ.

Приоритет врача в системе здравоохранения, его профессиональный статус

Обсуждая этот пункт, прежде всего, следует определить: какое место занимает врач в системе здравоохранения?

Для многих сограждан образ хорошей медицины связывается с уютными, хорошо оборудованными и обеспеченными медикаментами больницами. Даже некоторые эксперты ВЭС (не имеющие никакого отношения к медицине) говоря о медицине, утверждают «Лечебная медицина как отрасль экономики обеспечивается фармакологическими компаниями, как бы этого не отрицали практикующие врачи. …практикующие врачи, как правило, становятся специалистами по заболеваниям отдельных органов, умеющие использовать соответствующую медтехнику.» (http://www.experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=48731). То есть врач в структуре медицины рассматривается как некий придаток к лекарствам и медицинскому оборудованию.

В нашей стране медицинская помощь смещена к вторичному звену оказания медицинской помощи, поэтому у обывателя формируется образ врача сидящего за диагностическим прибором и транслирующим диагностическую информацию. Конечно, такой врач мало чего значит без своего лечебного или диагностического прибора, и при таком представлении о враче его место в здравоохранении будет второстепенным. К такому представлению о роли врача в медицине дополняются прежние идеологические стереотипы советского периода, в соответствии с которыми незаменимых людей нет, а творческая личность никогда не занимала достойное место в обществе.

В развитых странах 90% медицинской помощи оказывается на первичном этапе, на этапе семейного врача. Такой врач начинает использовать простейшее оборудование только после определенного мыслительно-аналитического процесса диагностики на уровне опрос - глаз – палец – ухо. При этом семейный врач обязан иметь достаточно широкую подготовку в различных разделах медицины, уметь использовать IT технологии для получения новой качественной медицинской информации и только, в последнюю очередь, владеть навыками обращения с простейшим оборудованием и знаниями о действии фармакопрепаратов. Именно такой врач составляет основу современной медицины.

В специализированных учреждениях вторичной медицинской помощи также существует аппаратно-незавсимая когорта врачей, на которую ложится основной груз интеллектуальной работы по диагностике и назначению адекватного лечения. Достаточно обширная теоретическая подготовка требуется неврологам, кардиологам, терапевтам. Но еще больше обязан знать врач подразделений интенсивной терапии. Достаточно напомнить образ доктора Хауза из популярного телесериала. В этих фильмах проводится одна важнейшая мысль: интеллектуальный потенциал врача является важнейшим ресурсом лечебного процесса. Любая сколько-нибудь серьезная аппаратная диагностика в эпизодах этого сериала начинается только после мозгового штурма клинической ситуации с участием самых квалифицированных врачей. Без доктора Хауза больница становится недееспособной. Без такого врача любое оборудование – это просто груда железа, а фармакопрепараты – опасные яды.

В работе, которая посвящена созданию простейшей модели системы здравоохранения мы утверждаем, что врач является центральным объектом в системе оказания медицинской помощи (http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=38756). С нами также согласен эксперт Ю.Набоков, который так формулирует эту проблему: «В отсутствие медработника система здравоохранения не существует (даже при наличии достаточных средств)…». (http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=34465).

Определив ведущую роль врача в системе здравоохранения, далее оценим главные идеальные качества врача, как объекта системы здравоохранения.

В соответствии с международными декларациями (http://sfult.org/MedicalEthicsManual_Ukrainian.pdf) одной из трех главных добродетелей врача является автономность в принятии клинических решений. Врач традиционно относился к вольной профессии, что позволяло ему быть независимым и субъективным. Для того чтобы отнести специалиста к вольной профессии необходимо выполнение ряда условий, которые отсутствуют в нашей стране (С.Болюх и А.Якименко, http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=43379). Этапы перерождения врача в СССР из вольного специалиста в государственного служащего увлекательно описал А.Набоков. Вся история формирования новой советской медицины сопровождалась планомерной политикой, суть которой в том чтобы: «…уничтожить врача как свободного и аполитичного профессионала, каким он был всю предыдущую историю, и заменить его госслужащим (точно таким же, как все наемные чиновники медицины (http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=33979).

Известный эксперт ВЭС проф. О.Е.Бобров в одной из своей публикаций представил обширный исторический очерк о разрушении врачебного сословия и формировании нового «советского врача». В предисловии к данной работе использована фраза знаменитого русского терапевта Г.А. Захарьина: "Врач должен быть независимым, не только как поэт, как художник, но выше этого, как деятель, которому доверяют самое дорогое — здоровье и жизнь". (Бобров О.Е., http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=24341).

Независимость врача определяется, прежде всего, его социальным статусом.

Социальный портрет врача

В результате эволюции советского периода украинский врач, фактически, превратился в государственного служащего, но при этом он лишен каких либо привилегий, которые обычно предоставляются этой категории граждан. Возникла неопределенность социального статуса врача. В советское время все-таки поддерживался высокий социальный статус врача, не столько за счет заработной платы и благодарностей пациентов, сколько за счет соответствующей идеологии. В нынешней ситуации нет ни идеологии, ни социального статуса, ни зарплаты, только иногда благодарности пациентов, которые все чаще по форме являются элементарным вымогательством.

Врачи, с молчаливого согласия государства, просто вошли в теневой медицинский рынок, который де-факто существует в стране на базе медицинских учреждений государственной формы собственности». Но в сознании народа еще теплится образ бескорыстного Айболита и «Українські громадяни ніяк не можуть змиритися з думкою, що лікар вчиться для того, щоб заробляти гроші» (С.Болюх и А.Якименко, http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=43379).

В обществе все говорят о том, что врачи берут деньги с пациентов за предоставляемые услуги в государственных медицинских учреждениях. Причем, большая часть населения с пониманием относится к условиям, в которые государство поставило медицинских работников.

Эксперты Евросоюза обозначают прямые денежные доплаты медработникам от населения как «неформальные платежи». Недавно Еврокомиссия профинансировала исследование проблемы неформальных платежей в пяти странах—членах ЕС, а также в Украине (ASSPRO CEE 2007). Прежде чем представить анализ этой проблемы в Украине эксперт ЕС (Нидерланды) заметил, что в северных экономически развитых странах этой проблемы вовсе не существует, та как, например, в Нидерландах, медики — одни из самых высокооплачиваемых специалистов со средним доходом в 240 тысяч евро в год (для сравнения - официальный оклад врача высшей квалификации в нашей стране около 1,3 тыс. евро в год). Не удивительно, что в странах с развитой демократией и экономикой поддерживается высокий социальный статус врача, так как «Труд медработника, и, в частности, врача – на сегодняшний день самый высококвалифицированный труд из всех возможных, ибо требует самой долгой подготовки и приобретения опыта специалиста.» (Набоков Ю., http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=34465).

По заключениям европейских экспертов в Украине «доходы медицинского персонала на 90 процентов зависят от неформальных платежей. Иными словами, врач, получающий 500 гривен официальной зарплаты, «из конверта» вынимает 5000 гривен.» (Приходько О. Система здравоохранения в Украине приватизирована? Зеркало недели № 30 (758) 15 — 21 августа 2009, http://www.zn.ua/3000/3450/66891/).

Вопрос компенсации мизерной заработной платы красочно описывает проф.О.Е.Бобров. Говоря о мифе о «честном Айболите» он свидетельствует: «Таких, «не хапающих» по различным причинам, в медицине никак не больше 1% (мое личное наблюдение). Остальные же – берут, причём многие – ещё как берут!» (Бобров О.Е., http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=11346).

Заявленное экспертами ЕС десятикратное превышение доходов над официальной зарплатой вызывает удивление у автора публикации, так как, даже находясь в недрах системы здравоохранения, я никогда не мог предположить таких высоких доходов наших докторов. С другой стороны мне известно, что врачебная мзда характеризуется огромной дисперсией, то есть неравномерным (и несправедливым) распределением неформальных платежей во врачебной среде. Лидерами теневых доходов являются хирурги, узкие специалисты, в том числе обеспечивающие сложную аппаратную диагностику и лечение. При этом врачи, оказывающие медицинскую помощь на уровне первичного звена (скорая помощь) и отделений интенсивной терапии остаются без благодарностей пациентов по двум причинам. Основной контингент при возникновении несчастных случаев составляют граждане с низким социальным статусом. Во-вторых, при возникновении неотложных экстремальных ситуаций родственники пострадавших не успевают мобилизовать финансовые ресурсы для поддержки медицинского обеспечения пострадавших.

Приведу личные наблюдения. Например, автор этой статьи в течение нескольких месяцев совмещает основную работу в отделении токсикологии-реанимации, так как в этом отделении недостает двух врачей-анестезиологов для полного укомплектования штата. В течение нескольких десятков ночных дежурств я принял множество пострадавших, но ни разу я не получил предложений от родственников на материальное вознаграждение своей работы. Примерно в такие же условия (жизнь на одну зарплату) поставлены врачи приемного отделения и ургентные по больнице анестезиологи. Все эти три категории врачей работают с экстремальными клиническими ситуациями в условиях неопределенности, когда приходится быстро принимать решения и ориентироваться в самой разнообразной патологии. То есть к подготовке этих врачей предъявляются повышенные требования. Жизнь на одну зарплату в нашей медицине – это страшное наказание. Именно поэтому в этих подразделениях ощущается нехватка врачебных кадров.

По этому поводу эксперты ВЭС заявляют: «Сьогодні ви, шановні громадяни, своїми благодійними внесками, подяками і пожертвами, живити абсолютно не тих людей.» Эти же эксперты замечают, что на пути денежного вознаграждения за работу врача, оказывавшего медицинскую помощь стоит группа администраторов различного уровня, что именуется как «модернове рабство в медичних колективах» (С.Болюх и А.Якименко, http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=43379). Это еще один фактор несправедливого распределения неформальных платежей за труд врача.

При изучении состояния здравоохранения в отчете МЗ Украины за 2007 год я обнаружил таблицу заработной платы медработников по регионам. По данным этой таблицы заработная плата врачей Луганского региона (837грн) находилась на последнем месте в Украине и существенно отличалась от лидеров (Черкасская область – 1407грн) и Киевская область (1261грн). Более чем полуторократное различие заработной платы врачей при едином законодательстве вызывает много вопросов.

Закончу этот подраздел еще одним убедительным примером (из личного опыта) крайне низкого социального статуса врача живущего на зарплату. Недавно мне пришлось менять ветровое стекло в автомобиле, так как ГАИ ужесточила штрафы, и за небольшую трещину на стекле я мог лишиться половины зарплаты. На станции техобслуживания у меня запросили 400 гривен за работу, затем я нашел частника, который согласился выполнить работу по замене стекла за 300 грн. Я предполагал, что это будет очень сложная работа с использованием специального оборудования, но оказалось все проще. Молодой человек, с внешностью, неотягощенной интеллектом, в течение 40 минут путем незатейливых приемов лихо выдавил старое стекло и приклеил новое. Я заплатил оговоренную сумму, и вдруг ясно осознал свой социальный статус: за простую и кратковременную услугу мне пришлось отдать сумму денег, которую я зарабатывал три напряженных и неспокойных ночных дежурства в отделении токсикологии-реанимации. Для выполнения моей работы в течение 45 часов требовалась высокая квалификация, длительное обучение и все это сопровождалось огромной ответственностью за жизни людей, которые постоянно находились на грани жизни и смерти. На другой чаше уравновешенных весов лежали 40 минут неквалифицированного труда. Нетрудно посчитать, что общество и государство создало такие условия, при которых высококвалифицированный труд оценивается в шестьдесят раз ниже, чем труд низкой квалификации. Какие еще нужны аргументы к этой части нашего анализа?


Тезис по разделу: Приоритет врача в системе здравоохранения, его профессиональный и социальный статус

Общие принципы

В здравоохранении врач играет центральную роль. Врач обязан иметь качественную подготовку и быть материально независимым специалистом. Компетентность и автономность врача являются наиболее важными условиями для качественного оказания медицинской помощи и самоорганизации врачей с целью управления медицинской отраслью

Существующие проблемы

Действующее законодательство Украины предполагает низкий социальный статус врача. Это способствует профессиональной и моральной деградации врачей. Для удовлетворения элементарных жизненных потребностей врач вынужден войти в криминальное поле взаимоотношений государство-врач-пациент. Причем, общество давно смирилось с теневыми доплатами медработникам. Эти доплаты носят неравномерный и несправедливый характер, без учета национальных интересов

Направление реформ

Законодательное увеличение заработной платы в пропорциях характерных для экономически развитых стран с одновременным увеличением требований к уровню компетентности врача и соблюдения профессиональной этики.
В Украине существует региональная неравномерность заработной платы медицинских работников. Необходимы разъяснение этой проблемы.

Приоритет в выборе типовой модели медицины

По заключениям экспертов ЕС добровольное медицинское страхование в Украине представляет 1% общих расходов на здравоохранение. Вполне возможно, что эта форма медицинского обслуживания будет развиваться и дальше. В нашей стране также активно обсуждается проект обязательного медицинского страхования (Бахтеева Т., Зеркало недели, № 17 (745) 16 — 22 мая 2009), но эксперты ЕС считают, что для реализации обязательного медицинского страхования у нас нет соответствующих экономических условий.

Большинство здравомыслящих людей разделяют эту точку зрения, так как существует несколько неявных проблем, которые связаны с переходом к страховой медицине. Отметим две из них. Первое – переход к страховой медицине потребует обширных и дорогостоящих интеллектуальных разработок, для выполнения которых в нашей стране нет ни специалистов, ни денег. Второе – страховая медицина подразумевает определенный стандарт оказания медицинской помощи, который обеспечивается специальным оснащением медицинских учреждений. Трудно даже представить, сколько необходимо капиталовложений в нашу медицину для оснащения наших медучреждений современной аппаратурой, обеспечением лекарственными средствами и нормальными человеческими условиями пребывания пациента в больнице в соответствии с заявленными гарантиями страхового договора. Машина страховой медицины может надежно функционировать только при полном ее соответствии определенным техническим условиям.

С точки зрения эксперта Ю.Набокова основной мотивацией различных политиков побыстрее перейти к страховой медицине обусловлено, в первую очередь, желанием «побыстрее поделить между собой те накопления, которые еще остались у населения в разных, в том числе и неденежных формах» (Набоков А.Ю., http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=43008).

Кроме того, отношение к страховой медицине начинает понемногу изменяться в связи с постарением населения. Этот процесс создает непомерную нагрузку на работающих, которые за счет своих доходов не только обеспечивают пенсии, но еще должны финансово поддерживать здравоохранение. То есть, создается ситуация, в которой «… на долю каждого приходится все меньше и меньше медицинского продукта, который можно купить за накопленные страховые взносы» (Набоков А.Ю., http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=43008).

Эксперты ЕС считают, что для улучшения ситуации в здравоохранении Украины достаточно изменить приоритеты и провести соответствующие структурные реформы существующей системы. Их аргументы достаточно убедительны.


Тезис по разделу: Приоритет в выборе типовой модели медицины

Общие принципы

Выбор типовой система организации здравоохранения основан на учете традиций и степени развития экономики страны

Существующие проблемы

Выбор модели обязательного медицинского страхования или полный переход на частную медицину – являются крайними вариантами для Украины. Основная проблема существующей системы здравоохранения состоит в низкой эффективности ее функционирования и неоправданном смещении приоритетов в сторону вторичной медицинской помощи

Направление реформ

Прежде, чем начать перепрофилирование 2/3 структур вторичной медицинской помощи, требуется проведение широкой просветительной работы и разъяснение медработникам и населению целей реформы.

Приоритеты в процессе реструктуризации действующей системы здравоохранения

Эффективность здравоохранения обычно связывают со сбалансированным распределением ресурсов и их эффективным использованием. Эксперты ВОЗ доказали, что потребность в первичной помощи наибольшая, в специализированной — несколько меньшая, а в высокоспециализированной — еще меньше. Однако распределение финансовых ресурсов в структуре расходов на охрану здоровья в Украине осуществляется с точностью до наоборот: доныне 80% ресурсов поглощает стационарная помощь, 15% — амбулаторно-поликлиническая, а на первичную остается только 5%. (Бахтеева Т., Зеркало недели, № 17 (745) 16 — 22 мая 2009).

Эксперты ЕС отмечают, что в Украине не только мало выделяется средств для подержания здравоохранения, но и имеющиеся ресурсы используются нерационально. Речь идет, прежде всего, о структуре медицинских лечебных учреждений, которых в Украине в четыре раза больше (на единицу населения страны) чем в ЕС (http://www.eu-shc.com.ua/catalogs/5/14/58/516/Apteka.doc). Поддержка излишнего коечного фонда поглощает ресурсы, необходимые для актуальных потребностей здравоохранения. Основными потребностями считаются обеспечение первичной медицинской помощи на уровне семейного или участкового врача.

Следует заметить, что согласно заключениям экспертов ВОЗ влияние медицины на здоровье населения ограничивается, в основном, медицинской помощью при внезапных нарушениях здоровья, например, при травмах и отравлениях. По данным министерских чиновников в структуре смертности в Украине смерть от внешних причин составляет 8% (около 50 тысяч человек в год). На этом фоне в нашей стране общее количество коек больше в полтора раза, тогда как количество коек интенсивной терапии у нас в десять раз меньше, чем в странах ЕС (Скрипник О. Что будем сокращать: больничные койки или чиновничьи кресла? Зеркало недели № 12 (740) 5 — 12 апреля 2009).

Существуют распространенные мифы об экономической эффективности самых разнообразных лечебных и диагностических манипуляций, которые в совокупности поглощают огромные средства государственного бюджета. В настоящее время библиотека Кокрановского сотрудничества содержит массу информации, которые разрушают эти мифы. Например: мифы об эффективности поголовных профосмотров, мифы о профилактической эффективности маммографии, мифы о необходимости медикаментозного вмешательства в течение вирусной инфекции. Наиболеее типичным примером является эффективность коронарного шунтирования при ишемической болезни сердца. Эта манипуляция улучшает качество жизни пациентов, но не изменяет продолжительность жизни. Надо ли эту операцию возложить на плечи государственного бюджета, или пациент сам должен расплачиваться за адинамию, обжорство и плохие мысли, которые в совокупности привели его к этому состоянию?

Таким образом, в развитой модели медицины первоочередное медицинское обеспечение направляется на неотложную и интенсивную терапию. В службах и подразделениях, которые оказывают эти виды услуг, должны работать хорошо подготовленные врачи с широким медицинским кругозором и приоритетно высокой заработной оплатой труда – это типичная практика развитых стран.

Еще один важнейший аспект приоритетов реструктуризации действующей системы здравоохранения связан с так называемой «ведомственной медициной». По заключению экспертов ЕС одной из главных причин неэффективности здравоохранения в стране является дублирование медицинских услуг в медучреждениях с разным региональным статусом и разным ведомственным подчинением. Эффективность ведомственной медицины обсуждалась в МЗ Украины в конце марта 2009г. Ведомственные медицинские учреждения (министерства — обороны, внутренних дел, транспорта, образования и науки, Национальная академия наук Украины и др.) поглощают из бюджета страны 9% средств выделяемых на медицину. Система ведомственных учреждений нарушает равноправие граждан на медицинскую помощь. Так, например бюджет больницы Государственного управление делами приравнивается к бюджету отдельно взятой области Украины. Ежегодное финансирование учреждений здравоохранения других министерств и ведомств достигает 2,2 млрд. грн. За эти средства медицинскую помощь получают 4,4 млн. человек, или 9% населения Украины, тут задействовано 27 тыс. врачей и 57,5 тыс. среднего медицинского персонала (Скрипник О. Что будем сокращать: больничные койки или чиновничьи кресла? Зеркало недели № 12 (740) 5 — 12 апреля 2009).

Но в докладе экспертов ЕС утверждаются, что в структуре Государственного бюджета средства, главным распорядителем которых является МЗ Украины, составляют только немногим более половины. Остальными распоряжаются 14 других министерств и ведомств.

Существование института ведомственной медицины – это советский атавизм, который был направлен на закрепление привилегий для номенклатуры политической системы и для наиболее ценных рабов. Само существование этого института противоречит демократическим принципам организации общества, так как избранные не только имеют более высокий уровень медицинской помощи в ведомственных лечебных учреждениях, но дополнительно пользуются другими государственными лечебными учреждениями. То есть, платя один налог – получают более широкий выбор.

Особое место в ряду ведомственных учреждений занимают медицинские учреждения для президента и так называемых «народных депутатов» (и их родственников). Эти учреждения поглощают огромные средства из государственной казны и являются позорным явлением для страны, которая выбрала европейский демократический путь развития. Депутат должен лечиться по месту жительства или в другом общедоступном государственном учреждении, не имеет права пользоваться услугами заграничных клиник за средства государства. А президент может получать высококвалифицированную медицинскую помощь в единственном альтернативном медицинском ведомстве системы вооруженных сил. Только тогда депутат действительно станет народным (одним из нас) и начнет беспокоится о проблемах социальной медицины.

Вопрос ликвидации института ведомственной медицины является прерогативой общественных организаций, но до сих пор автору этой публикации неизвестны, сколь-нибудь серьезные общественные инициативы в этом вопросе. Это косвенно характеризует незрелость нашего самоуправления.


Тезис по разделу: Приоритеты в процессе реструктуризации действующей системы здравоохранения

Общие принципы

Качественная и эффективная социальная медицина предполагает направление основных ресурсов на оказание первичной медицинской помощи. Граждане итеют равные права на доступ к государственным ресурсам здравоохранения, независимо от социального статуса.

Существующие проблемы

Дублирование медицинских услуг в региональных учреждениях вторичной медицинской помощи и наличие параллельной сети ведомственных медицинских учреждений объясняет низкую эффективность существующей системы здравоохранения. По данным независимых экспертов ВОЗ эти учреждения отвлекают чуть менее половины бюджетных средств здравоохранения. Первичное звено оказания медицинской помощи требует существенного расширения и укрепления

Направление реформ

Сокращение, оптимизация и переориентация действующей сети лечебных учреждений с учетом приоритетов первичного звена оказания медицинской помощи. Переход ведомственных медицинских учреждений в систему МЗ Украины. Все высокопоставленные чиновники должны иметь равные с гражданами права на бесплатную медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях общей сети. Расширение таких структур, как амбулатория семейного врача, поликлиника, скорая помощь и больницы скорой помощи, а также отделения интенсивной терапии.

Приоритеты в определении гарантированного перечня бесплатной медицинской помощи

Этот аспект приоритетов здравоохранения описана нами ранее (http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=37973). Суть проблемы заключается в том, что в бедной стране (к этой категории относится и Украина) с целью повышения эффективности здравоохранения должны быть выделены клинические ситуации, при которых государство реально обеспечивает пакет гарантированных медицинских услуг. При этом следует соблюсти следующее условие «Обеспечение гарантированного государством объема медицинской помощи может быть осуществлено путем согласования объемов государственных гарантий по предоставлению медицинской помощи с финансовыми ресурсами отрасли» (Бахтеева Т., Зеркало недели, № 17 (745) 16 — 22 мая 2009). К этим состояниям относятся родовспоможение, неотложная хирургия, травмы, отравления и интенсивная терапия экстремальных состояний при внезапном нарушении здоровья. Различные государственные программы, которые не влияют на укрепление и воспроизводство производительных сил общества должны быть выведены из бюджетного поля до тех пор, пока не будут удовлетворительно решены вышеперечисленные приоритетные вопросы.

Отдельным пунктом стоят вопросы оказания медицинской помощи и профилактики при массовых инфекционных заболеваниях. Следует определить, какие из этих вопросов можно отдать под патронат социальных служб, а какие требуют участия квалифицированных врачей.


Тезис по разделу: Приоритеты в определении гарантированного перечня бесплатной медицинской помощи

Общие принципы

Гарантированный перечень бесплатной медицинской помощи обеспечивает жизненно важную защиту прав гражданина на здоровье в экстремальных ситуациях с риском тяжелых последствий. Расширение гарантированных медицинских услуг в сторону лечения хронических заболеваний и состояний возможно при наличии достаточного финансирования медицинской отрасли.

Существующие проблемы

При жизненной опасных нарушениях состояния человека, с которыми связано реальное влияние медицины на здоровье человека объемы и качество оказания медицинской помощи недостаточны из-за рассеивания медицинских ресурсов страны в пользу вторичной медицинской помощи.

Направление реформ

Законодательное определение гарантированного перечня медицинских услуг при различных внезапных нарушениях здоровья. Этот законодательный процесс требует привлечение квалифицированных экспертов

Приоритеты при разработке стандартов лечения

Особое внимание, как приоритет медицины, заслуживают стандарты оказания медицинской помощи. Существующие стандарты требуют дальнейшего совершенствования, так как при их разработке в протоколы лечения часто включались лекарственные средства с недоказанной эффективностью и без учета соотношения стоимость-эффективность. Технология разработки украинских стандартов противоречит международным рекомендациям, так как подавляющее большинство стандартов принято без согласованных решений профессиональных сообществ. Разработчикам украинских стандартов следует учитывать крайне низкий уровень государственного финансирования украинской медицины, что подразумевает разработку различных уровней рекомендаций с указанием таких градаций, как строгость рекомендации и уровень доказанности эффективности того или иного препарата не в форме «показано» / «не показано», а в форме цифрового выражения вероятности клинических эффектов с использованием современных эпидемиологических характеристик.

При определении приоритетов лекарственной терапии следует учесть экономический фактор. По оценкам экспертов ВЭС ежегодно 700 млн. долларов уходят на счета зарубежных фармакокомпаний, а в 60% случаев это делается не обосновано (Найштетік В.Я., http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=11069). Поэтому эксперт предлагает создавать Национальные стандарты на основе препаратов, производимых в Украине. Такая политика не только укрепит украинское фармакопроизводство, но также снизит стоимость оказания медицинских услуг. Эта рекомендация имеет целую серию положительных для Украины последствий.


Тезис по разделу: Приоритеты при разработке стандартов лечения

Общие принципы

Медицина становится дорогостоящей за счет использования новых препаратов эффективность которых не всегда доказана в качественных клинических исследованиях. Каждая страна разрабатывает национальные стандарты (протоколы) оказания медицинской помощи в соответствии и с учетом уровня финансирования здравоохранения. В протоколы лечения включаются только те лечебно-диагностические средства, эффективность которых доказана в качественных клинических исследованиях.

Существующие проблемы

Участие врачей и чиновников в продвижении лекарственных средств за вознаграждение от производителей лекарственных препаратов.

Обеспечение крупными производителями лекарственных средств конференций, оплата командировок и отдыха отдельных ключевых фигур в здравоохранении в обмен на преференции в продвижении лекарственных средств на рынок общественного здравоохранения

Большая часть украинских протоколов оказания медицинской помощи разработана с нарушением международных рекомендаций по созданию таких документов. Существующие протоколы часто включают неэффективные лекарственные препараты, эти протоколы не прошли процедуру публичного обсуждения в кругу профессионалов и не утверждены согласительными комиссиями. Причиной такой ситуации может быть некомпетентность или коррупция в среде разработчиков протоколов. Избыточные рекомендации по лекарственной терапии, которые создаются без учета приоритетов и данных медицинской науки подрывают экономику здравоохранения

Направление реформ

Пересмотреть государственные протоколы лечения заболеваний в соответствии с доказательной медициной. Убрать дорогостоящие лекарственные средства из протоколов при недоказанной их эффективности, либо при чрезмерно высокой цене средств. Включение определенных лекарственных средств в национальные протоколы оказания гарантированной медицинской помощи должно учитывать принцип эффективность – стоимость и крайне низкий уровень финансирования национального здравоохранения.

Создать условия, при которых будут минимизированы возможности продвижения лекарственных средств силами ученых, чиновников и врачей.

Создать условия исключающие «фармакологические откаты» на всех уровнях государственного здравоохранения.

Разработать и обеспечить систему государственного контроля деятельности продавцов лекарств в больничных учреждениях

Приоритеты финансирования здравоохранения

По рекомендациям международных экспертов здравоохранение страны может адекватно функционировать при условии выделения на нужды отрасли не менее 5% средств от внутреннего валового продукта (ВВП). В странах ЕС на здравоохранение тратится около 10% ВВП. В 2009 году в Украине запланировано выделение средств на нужды здравоохранения в объеме 3,2% ВВП. На основании данных представленных европейским отделением ВОЗ (World Health Organization Regional Office for Europe, European health for all database/HFA-DB, http://data.euro.who.int/hfadb/) нами ранее показано крайне низкий уровень финансирования медицины Украины в абсолютных и относительных цифрах (http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=36928). Наиболее печальным фактом является то, что в сумме украинские граждане тратят наличными средствами на обеспечение лечебного процесса еще столько же денег, сколько тратит государство. То есть наши граждане платят двойной налог на медицину: половину из социальных отчислений, половину из тонкого собственного кошелька. Как считают эксперты ВЭС «Сурогатний спосіб фінансування бюджетних закладів є однією з форм державного рекету та корупції», а вследствии повсеместной практики неформальных платежей «бюджетна медицина в нашій країні обслуговує не бідних, а багатих людей» (С.Болюх и А.Якименко, http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=43379).

Граждане не случайно доплачивают за лечение в медучреждениях, так как крохи бюджетных ассигнований на охрану здоровья не доходят до конечного потребителя, а «уходят в песок» за счет различных коррупционных схем манипулирования денежными потоками в медицине. Даже при таком скудном финансировании эксперты ЕС утверждают, что для обеспечения реформ в здравоохранении страны вполне достаточно существующего финансирования (Зайцева Н. Здравоохранение: не разрушать, а улучшать Зеркало недели № 42 (770) 31 октября — 6 ноября 2009, http://www.zn.ua/3000/3450/67614/). Более того, я считаю, что увеличение финансирования здравоохранения должно носить строго целевой характер, так как любое увеличение финансирования здравоохранения без проведения структурных и системных реформ будет лишь увеличивать степень коррупции в медицине и улучшать благосостояние чиновников причастных к денежным потокам. Ю.Набоков так формулирует сложившуюся ситуацию: здравоохранение «превратилось в идеальную «черную дыру», в которой могут исчезнуть и уже бесследно исчезают любые выделяемые средства» (Набоков Ю., http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=34056).

Авторов наших бюджетов не интересуют социальные аспекты здравоохранения. Приведем конкретный пример. Выше мы уже показали, что по заключениям экспертов ЕС в нашей стране существует десятикратный недостаток отделений интенсивной терапии. В течение последних лет ассоциация анестезиологов Украины провела работу по разработке табеля оснащения существующей украинской сети отделений интенсивной терапии – тех подразделений, где оказывается медицинская помощь больным, находящимся в экстремальных состояниях (то есть при тех состояниях, по отношению к которым п.37 Закона о здравоохранении прямо гарантирует бесплатную медицинскую помощь). Как же откликнулись авторы бюджета 2010 на эту социальную заявку? В результате работы комитета по вопросам здравоохранения было обнаружено, что средства в сумме 81,7 млн. грн. на приобретение оборудования для оснащения лабораторий и отделений интенсивной терапии не вошли в статьи будущего бюджета (Комитет по вопросам здравоохранения рассмотрел законопроект "О Государственном бюджете Украины на 2010 год", 25.09.2009, http://portal.rada.gov.ua/rada/control/ru/publish/article/news_left?art_id=169962&cat_id=153103). При этом во многих отделениях интенсивной терапии износ оборудования, в частности дыхательных аппаратов, давно превысил назначенный ресурс эксплуатации, а лабораторное обеспечение (например, газовый анализатор) и системы слежения за жизненными функциями становятся недоступной роскошью для наших отделений интенсивной терапии. Без этого оборудования невозможно оказывать качественную медицинскую помощь, а смертность увеличивается в десять раз.


Тезис по разделу: Приоритеты финансирования здравоохранения

Общие принципы

Для нормального функционирования социального здравоохранения необходимо выделение не менее 5% средств от ВВП на нужды здравоохранения и тщательный контроль денежных потоков в соответствии с приоритетами отрасли.

Существующие проблемы

Низкий уровень финансирования отрасли сопровождается неэффективным и нецелевым использованием финансовых ресурсов и разворовыванием бюджета за счет различных коррупционных схем

Направление реформ

Изменение структуры расходов бюджета здравоохранения с приоритетным финансированием первичной медицинской помощи и подразделений интенсивной терапии.

Обеспечение свободных потоков информации в сфере управления здравоохранением и лечебном процессе

Для эффективного использования ресурсов медицины и оперативного управления ситуацией в здравоохранении необходимы действующие обратные связи, которые бы обеспечивали чиновников и медицинскую общественность оперативной информацией различного содержания. Обратные связи – это обязательный и наиболее важный компонент любой функционирующей системы. В предыдущей публикации мы показали, что социальное здравоохранение Украины как система не существует, так как в этой системе отсутствуют обратные связи – оперативные потоки информации о состоянии здравоохранения (http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=37973). Например, при подготовке предыдущих работ в феврале 2009 на сайте МЗ был обнаружен отчет за первые 6 мес. 2007 года (http://www.moz.gov.ua/ua/main/?docID=7813). Задержка информации во времени не позволяет проводить анализ текущей ситуации и принимать качественные управленческие решения. Такие задержки в информировании страны о состоянии дел в здравоохранении – это красноречивое свидетельство развала здравоохранения как системы. В подобных условиях функционирования системы управленческие решения принимаются наугад без полной информации о состоянии объекта управления. Аналогичным образом обстоит дело в регионах – областные отделы здравоохранения тщательно хранят в тайне оперативную информацию о состоянии дел регионального здравоохранения. Это касается заболеваемости, медицинского обеспечения и движения денежных потоков. Чиновники управленцы просто прячут «концы в воду». Например, попытки правления «Ассоциации врачей Луганской области» получить доступ к этим потокам информации оказались безуспешными. В такой ситуации ни о каком общественном самоуправлении невозможно говорить – для того чтобы общественные организации участвовали в управлении здравоохранением они нуждаются в точной, структурированной, полной и оперативной информации обо всех аспектах состояния здравоохранения.

Причины такого состояния дел невозможно объяснить недостатком ресурсов в системе управления. Возможно – это некомпетентность аппарата управления, но, скорее всего, это намеренная политика чиновников, которая позволяет уходить от ответственности за ошибки управления и осуществлять коррупционные схемы.

Вопросы обеспечения свободных потоков оперативной информации о состоянии социальных институтов государства являются важнейшей характеристикой демократического общества и фактором успешного развития всех сфер государственной и общественной деятельности.

Решение этих проблем в здравоохранении развитых стран финансируется из приоритетных источников, начиная с конца 90-х годов. Например, правительство Великобритании в 2002 году инвестировало десятилетнюю программу информатизации здравоохранения на общую сумму 26 млрд. (Коваль М.Ф., http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=11356).

Улучшения качества и эффективности оказания всех видов медицинской помощи также прямо связано с обеспечением свободных потоков информации. Речь идет о телемедицине и госпитальных информационных системах. Эти системы не только обеспечивают диагностический процесс и доступ к справочной информации, но позволяют вести оперативный контроль лечебной деятельности, обеспечивают высокий уровень ответственности врачей за принятые клинические решения, позволяют производить оперативный и ретроспективный анализ различных аспектов деятельности лечебного учреждения (от лабораторной службы до отделения интенсивной терапии).

Использование IT технологий в семейной медицине позволяет улучшить диагностику сложных случаев, которые требуют участия узких специалистов, обеспечивает семейного врача консультативной и информационной поддержкой.


Тезис по разделу: Обеспечение свободных потоков информации в сфере управления здравоохранением и лечебном процессе

Общие принципы

Обеспечение свободных и оперативных информационных потоков о состоянии всех аспектов здравоохранения является обязательным условием нормального функционирования отрасли. Госпитальные информационные системы существенно повышают эффективность, качество и прозрачность лечебного процесса.

Существующие проблемы

Закрытость информационных потоков в здравоохранении не позволяет оценить эффективность действующей системы, создает условия для коррупции. Отсутствие современных госпитальных систем в наших лечебных учреждениях является условием для недобросовестной медицинской практики и снижает эффективность лечебного процесса

Направление реформ

Государственные институты здравоохранения обязаны своевременно и регулярно предоставлять общедоступную информацию обо всех аспектах здравоохранения в регионах и в стране: заболеваемость, смертность, штаты, движение денежных потоков. Сеть Интернет в настоящее время является стандартным средством для этих целей. Региональные громады обязаны взять под контроль этот вопрос. Следует реализовать существующую программу информатизации лечебных учреждений в Украине с использованием современных разработок. Для этих целей может быть оправданным обращение к Евросоюзу за финансовой помощью

Разделение управляющей и законодательной власти

Разделение управляющей и законодательной ветвей власти является одним из непременных условий существования демократического общества. Это азы организации демократической власти. Для законодательной деятельности широко привлекаются профессиональные ассоциации и отдельные независимые эксперты. Это и есть основа самоуправления.

Основная проблема украинского медицинского сообщества заключается в разобщенности и отсутствии реальных органов самоуправления. В такой ситуации крайне сложно создать сбалансированную концепцию реформирования украинского здравоохранения. В нашей стране очень много говорится о самоорганизации врачей, но в реальности врачи разобщены по цехам и интересам. Работа профессиональных сообществ в настоящее время характеризуется гораздо более низким качеством в сравнении с советским периодом. Это, с одной стороны, не позволяет врачебному сообществу организованно защищать собственные профессиональные интересы, а с другой – выключает врачебное сообщество из коллективной экспертной работы для обеспечения реорганизации и реформ в здравоохранении. Наши коллеги-эксперты С.Болюх и А.Якименко высказали несколько удачных мыслей по этому поводу, в частности они заметили: «Треба чітко розуміти, що самоврядуватися можуть лише вільні люди.», с другой стороны «Представниками вільної професії вони стануть лише тоді, коли самоврядуються. Не їх самоврядують, а вони свідомо організуються в цех.». Разговоры о самоорганизации пока остаются разговорами, а реальная ситуация в этом вопросе так характеризуется экспертами: «Поки що ті процеси, які відбуваються зараз з професійним самоврядуванням, не мають жодного відношення до самоврядування і нагадують спроби організувати самоврядування в’язнів концентраційного табору системи ГУЛАГ.» (http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=43379)


Тезис по разделу: Разделение управляющей и законодательной власти

Общие принципы

Разделение управляющей и законодательной ветвей власти является обязательным условием руководства отраслью здравоохранения. Общественные организации являются третей силой – властью контроля

Существующие проблемы

В настоящее время медицинский чиновник является и законодателем и исполнителем. Фактически отсутствует контролирующая ветвь власти. Это снижает качество и эффективность управленческих решений, увеличивает вероятность коррупции в медицине.

Направление реформ

Задачами медицинского чиновника является контроль выполнения законов и самостоятельные управляющие решения в особых ситуациях, когда существует лимит времени для проведения консультаций. Все плановые решения чиновников должны проходить экспертизу независимых специалистов. Ассоциации специалистов также несут ответственность за законодательные инициативы в своем разделе медицины. Наблюдательные советы общественных организаций обязаны контролировать соблюдение этих принципов.

В заключение этой работы следует обратить внимание на системные проблемы осуществления реформ. Эти проблемы прямо связаны с целым рядом сложившихся условий и нравов в медицинском сообществе и в среде пациентов. Обычный человек не любит перемен. Это общеизвестная истина. В эпохи перемен нарушается устойчивость системы и всегда снижается уровень жизни большинства членов сообщества. Реформа медицины затронет представительную часть нашего общества, и подавляющее большинство членов сообщества, скорее всего не готовы к переменам. Но в нашем сообществе существует когорта, которая, скорее всего, будет всячески тормозить реформы. Этот фактор надо предвидеть и учитывать.

Кому не выгодны реформы в медицине?

Эксперт Набоков А.Ю. считает, что число недовольных грядущими реформами будет включать: пенсионеров, кадровых военных и представителей силовых ведомств, членов семей высших чиновников и крупного бизнеса, большинство чиновников от медицины, большинство главных врачей больниц, отдельные представители старшего поколения врачей и преподавателей медицинских вузов (Набоков Ю., http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=34465). К этому списку следует добавить и всех тех, кто кормится в мутных финансовых потоках здравоохранения (например, представители фармакокомпаний, производители других лечебных и диагностических средств).

Мы предполагаем, что существует более печальный прогноз в вопросе поддержки будущих реформ в здравоохранении. В частности эксперт Бабушкин А.А. (представитель частной медицины), считает, что большая часть медиков не нуждаются в реформе здравоохранения, так как они «не бажають втрачати хоча і незаконний, але напрацьований механізм забирання грошей у пацієнтів» (Бабушкин А.А., http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=11097). Увеличение обеспечения первичного звена оказания медицинской помощи и увеличение зарплат медиков в процессе реформ существенно сократит неформальные платежи. В сфере вторичной медицинской помощи следует ожидать сокращение объемов гарантированных услуг и переход услуг в частный или страховой секторы медицины. Все это соответственно снизит распространенность неформальных платежей и сделает более прозрачным структуру дополнительных расходов пациентов.

Также следует учитывать, что в процессе сокращения и перепрофилирования учреждений вторичной медицинской помощи ожидается высвобождение большого количества медработников. Не все эти медработники будут готовы к адаптации в новых условиях, большая часть из них будут противниками реформ.

Реформа потребует от врачей дополнительных усилий по самообучению, повысится ответственность за принятые клинические решения. Прозрачность принятия клинических решений сделает невозможным скрыть критические ошибки и увеличит судебную ответственность врачей. Все это приведет к существенному увеличению конкуренции во врачебной среде. Эту ситуацию понимают часть врачей неготовых к новым конкурентным условиям, и они составят группу противников реформ.

К числу недовольных будущими реформами следует также отнести всех плохо информированных граждан. Поэтому эксперты ЕС при разработке программы реформирования здравоохранения Украины считают, что «в вашей стране проведение разъяснительной работы с населением, повышение самосознания граждан — одна из главных задач» (Зайцева Н. Здравоохранение: не разрушать, а улучшать Зеркало недели № 42 (770) 31 октября — 6 ноября 2009, http://www.zn.ua/3000/3450/67614/).


Подготовка граждан к реформе в медицине потребует интеллектуального напряжения для осмысления преимуществ будущих перемен. Но в последние годы в Украине активно формируется новое общество потребления, в котором «интеллектуальное напряжение» становится тяжелым трудом. Эксперты ВЭС считают, что: «Явний брак самоаналізу і небажання говорити правду, навіть собі, є дуже характерним і для маленького, і для великого українця» (С.Болюх и А.Якименко, http://experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=43379). Этот фактор создает благоприятные возможности для манипулирования общественным мнением в пользу неэффективных альтернатив реформ в медицине.

Таким образом, существует высокая вероятность, что реформы медицины будут неугодны достаточно представительной части граждан, в том числе и тем, кто является авторитетными представителями системы здравоохранения, а главное – медицинским чиновникам. Для решения этой серьезной проблемы существует только один путь - вести постоянную разъяснительную работу не только о смысле реформ, но и о скрытых интересах противников реформ. Это и есть задача различных общественных организаций.




| Количество показов: 3708 |  Автор (привязка):  Воробйов Костянтин Петрович |  Голосов:  6 |  Рейтинг:  3.58 | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:



Анатолій Якименко, 03.12.2009 18:23:19 Цитировать Имя

Цитата
Константин Воробьев пишет:
Уважаемый Анатолий "Безособисто" никак не получается. Очень прошу Вас скажите о чем Вы. Если не хотите на форуме вышлети на мыло свои комментарии hbo_vorobyov@mail.ru

Так, добре. Дякую за е-mail.
Проблема дуже масштабна і в режимі коментарів не хочу обговорювати. Напишу статтю і Вам обовязково відправлю. Але це не скоро.
Запевняю нічого особистого. Цитата адресована людям, які знаходяться в МОЗ і активно займаються дурницями.

З повагою, Анатолій.


Константин Воробьев, 02.12.2009 22:43:48 Цитировать Имя

Цитата
Анатолій Якименко пишет:
<br />Уже минуло 18 років після падіння системи, але ми так і не можемо почати «нормально думати» і наші очі поки не світяться розумом.


Уважаемый Анатолий
"Безособисто" никак не получается.
Очень прошу Вас скажите о чем Вы.
Если не хотите на форуме вышлети на мыло свои комментарии
hbo_vorobyov@mail.ru

Спасибо
КВ


Андрей Набоков, 02.12.2009 12:26:30 Цитировать Имя

Цитата
Анатолій Якименко пишет:
<br />В свій час Уінстон Черчіль порівнював російський націонал-комунізм з чумою і передрікав обов’язкову загибель системи. «Проте мине ще чимало часу, після загибелі більшовизму, писав він, аж поки очі людей засвітяться розумом і вони почнуть думати природно»
<br />
<br />Уже минуло 18 років після падіння системи, але ми так і не можемо почати «нормально думати» і наші очі поки не світяться розумом.
А на основании чего мы считаем, что система пала? Система жива... Мы отрубили только одну голову дракону (насильственное промывание мозгов), но у него еще много голов, в частности прекрасно себя чувствуют головы "экономическая несвобода населения", "страх гражданской активности", "формирование несменяемых клановых элит по принципу личной преданности"... система очень неплохо себя чувствует. Чтобы отрубить голову дракону, ее необходимо сначала увидеть...


Анатолій Якименко, 02.12.2009 11:49:15 Цитировать Имя

Доброго дня всім, хто приймає участь в обговорені.
Наважусь на безособовий коментар, він не стосується нікого.

В свій час Уінстон Черчіль порівнював російський націонал-комунізм з чумою і передрікав обов’язкову загибель системи. «Проте мине ще чимало часу, після загибелі більшовизму, писав він, аж поки очі людей засвітяться розумом і вони почнуть думати природно»

Уже минуло 18 років після падіння системи, але ми так і не можемо почати «нормально думати» і наші очі поки не світяться розумом.


Константин Воробьев, 01.12.2009 00:05:25 Цитировать Имя

Цитата
Андрей Набоков пишет:
хотел бы немного попротестовать! В тесте встречаются ссылки на А.Набокова, Ю.Набокова, а иногда даже на А.Ю.Набокова. В стране действует банда экспертов братьев Набоковых?


Кто же не знает этих Набоковых? И разве может один человек столько написать?
Протест принимается. Мне только остается надеятся, что Набоковы сошлются хотя бы на "П.К.Воробьева" или на "П.Воробьева"


Андрей Набоков, 30.11.2009 18:56:48 Цитировать Имя

хотел бы немного попротестовать! В тесте встречаются ссылки на А.Набокова, Ю.Набокова, а иногда даже на А.Ю.Набокова. В стране действует банда экспертов братьев Набоковых?


Kenskin, 30.11.2009 14:04:47 Цитировать Имя

Цитата
...врач в структуре медицины рассматривается как некий придаток к лекарствам и медицинскому оборудованию.

Увы мне...
Все не так, ребята (Высоцкий).
Врач в моей статье ((http://www.experts.in.ua/baza/analiti...атривается в лечебной медицине как УЗКИЙ специалист, клиник, и в таком качестве может иметь (что вторично) кабинет " с уютными, хорошо оборудованными и обеспеченными медикаментами...", а может и не иметь. К этому идет, ведь мы во всем "догоняем" Эмерик, нет?

Цитата
При этом семейный врач обязан иметь достаточно широкую подготовку в различных разделах медицины, уметь использовать IT технологии для получения новой качественной медицинской информации и только, в последнюю очередь, владеть навыками обращения с простейшим оборудованием и знаниями о действии фармакопрепаратов. Именно такой врач составляет основу современной медицины.

Спасибо, я как раз об этом и написал, и даже в центре схемы расположил этого добрго доктора, за что и получаю...
От вас же, хи-хи.
Цитата
Без доктора Хауза больница становится недееспособной. Без такого врача любое оборудование – это просто груда железа, а фармакопрепараты – опасные яды.

Насчет ядов - Вам виднее, насчет Хауза, простите, мне. Работают, причем продуктивно, отъем ... производится исправно, и не только у нас, но и, в большей мере, там, куда стремимся... Если верить СМИ, конечно, которые тоже...

Цитата
только иногда благодарности пациентов, которые все чаще по форме являются элементарным вымогательством.

Маленькая месть. Благодарность может выглядеть взяткой, но никогда - вымогательством. Чистая филология, извините.
Цитата
«Труд медработника, и, в частности, врача – на сегодняшний день самый высококвалифицированный труд из всех возможных, ибо требует самой долгой подготовки и приобретения опыта специалиста.» (Набоков Ю.,

Против первой части цитаты трудно возразить, а вот вторая предполагает съезжание автора цитаты к тем принципам, которые, как мне известно из публикаций, автор цитаты категорически отрицает. В цитате пропагандируется обычный чиновничий аргумент, хотя сплошь и рядом этот аргумент бывает ложным. Самый яркий пример - переход школы на двенадцатилетнее обучение.
Цитата
Жизнь на одну зарплату в нашей медицине – это страшное наказание.

100%, и если бы только в медицине!

Цитата
Нетрудно посчитать, что общество и государство создало такие условия, при которых высококвалифицированный труд оценивается в шестьдесят раз ниже, чем труд низкой квалификации. Какие еще нужны аргументы к этой части нашего анализа?

Правильное рассуждение, что тут скажешь!
Цитата
Депутат должен лечиться по месту жительства или в другом общедоступном государственном учреждении,

Это вполне естественно и правильно для нормального, но не советского общества. Не будем забывать, что мы живем в Советской Украине, и все привилегии тех бонз сохранены этими.
В целом, уважаемый Константин Петрович, Ваш опус (Ваше выражение), указывающий на Ваше большое трудолюбие (о чем я Вам уже писал) и вполне четкую направленность, мне очень понравился.



Перейти к обсуждению на форуме >>



Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Степанович Віталій Олексійович

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Звіт про конкурентоспроможність України у 2008 р.

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua