На главную страницу
 

Аналитические статьи
Прогнозы экспертов
Юридические консультации
Консультации экспертов
Библиотека экспертов

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

База знаний / Аналитика / Здравоохранение

Для того, чтобы проблемы медицины были решены, необходим эффективный общественный контроль и сотрудничество различных политических сил

Версия для печати Версия для печати

Луганская областная клиническая больница – крупнейшее в регионе многопрофильное медицинское учреждение, где трудится более 1 500 грамотных, квалифицированных сотрудников. Стационарная помощь пациентам предоставляется в 28 специализированных отделениях. Лишь за прошлый год в больничном стационаре пролечились более 30 000 человек, 278 000 пациентов получили необходимые консультации в поликлинике ЛОКБ. Четкое представление перспектив дальнейшего развития предприятия позволяет руководству больницы в ближайшее время приступить к созданию обоснованной стратегии деятельности на перспективу.

Я уверен, что разработанная нашей командой концепция реформирования здравоохранения в Луганской области может реально улучшить ситуацию. При ее успешной реализации каждый человек мог бы получить необходимый набор действительно бесплатных и качественных медицинских услуг. Особое внимание уделяется проблемам детей-инвалидов и ветеранов, а также других наиболее нуждающихся в нашей помощи категорий населения. Отдельный раздел программы БЮТ – проблемы предупреждения заболеваний и их решение через раннюю диагностику и профилактику.

К сожалению, участие БЮТ в областных органах самоуправления сейчас невелико. К примеру, среди членов комиссии областного совета по вопросам здравоохранения я - единственный представитель Блока Юлии Тимошенко. Однако хоть и говорят «Один в поле не воин», у меня есть единомышленники, готовые уже сегодня реализовать ряд основных положений предвыборной программы. Самое главное – для этого созданы объективные предпосылки. Ведь, несмотря на оппозиционный характер нашего блока, в вопросах, касающихся здоровья и жизни людей, всегда легко найти неравнодушных среди представителей любых политических и общественных сил. Сейчас многие готовы отложить свои политические амбиции и партийные интересы, чтобы сесть за стол переговоров для скорейшего разрешения ухудшающейся ситуации в медицине.

Мы считаем, что реформировать здравоохранение необходимо на местном уровне, не дожидаясь «указания сверху». Именно такой подход полностью соответствует принципам «солидаризма». В согласии с этим принципом я принимал участие в избирательной кампании БЮТ. Замечу, что Партия регионов также неоднократно заявляла о необходимости усиления роли местных органов власти. Однако сегодня важно переходить от деклараций и заверений к реальным делам.

Нечестные политики приучили народ к тому, что у политиков слова расходятся с делами. Вот чтобы этого не случилось, наша команда предлагает представителям всех политических движений, прошедших в местные советы, на конкретных примерах объяснить своим избирателям, каких реальных результатов они хотят достичь к следующим выборам, и озвучить методику их реализации. Безусловно, пространные рассуждения и общие фразы оставляют двоякое чувство. У меня, как у гражданина и избирателя, складывается впечатление, что многие политики либо не видят конечных целей, либо в их планах столь мощные результаты деятельности, что о них даже страшно рассказывать.

Кстати, о конкретике. Приведу цифры, отражающие динамику развития медицинской отрасли в нашем регионе за последние годы. Эти цифры удручающи. Весьма важный аспект качественного оказания медицинской помощи – обеспеченность больниц кадрами.

Судите сами. В 90-м году численность врачебных должностей по Луганской области составляла 14279. В 2005 году она сократилась почти на 3000 и составляет 11349. Сейчас для полноценного медицинского обслуживания области необходимо еще как минимум пятьсот врачей. При этом нагрузка на них постоянно увеличивается. Сегодня один врач вынужден обслуживать до тридцати пациентов. А на Западе на квалифицированного медика приходится 10-17 больных. К тому же в больницах недостает младшего медицинского персонала.

А ведь именно медицинские сестры призваны укреплять, поддерживать здоровье пациента, а также предупреждать заболевание. Сестринское дело в европейских странах включает в себя также планирование и предоставление ухода в период болезни и реабилитации, охватывая физические, интеллектуальные аспекты жизни в той мере, в какой они влияют на здоровье. У нас же, несмотря на то, что медицинские сестры с недавних пор носят звание младших специалистов с медицинским образованием, нет качественных программ по их переподготовке. В то же время медсестринская практика должна быть динамичной, реагировать на изменения медицинских потребностей населения и новые требования системы здравоохранения.

Выдающийся организатор сестринского дела Вирджиния Гендерсон сказала: «Уникальное призвание медицинской сестры состоит в оказании любому человеку, больному или здоровому, помощи во всем, что способствует здоровью или его восстановлению и с чем человек мог бы справиться без посторонней помощи, если бы он был достаточно крепок, целеустремлен или информирован». От себя добавлю: эта деятельность должна предусматривать участие в структурном формировании системы здравоохранения и управлении ею, формирование и сохранение лечебной бригады, изыскание необходимой пациентам специализированной помощи. Так должно быть, но, судя по всему, нам еще далеко до зарубежных стандартов.

В целях экономии государственного бюджета постоянно урезается коечный фонд медицинских учреждений. Если в том же 90-м году в нашем регионе он составлял 39880 койко-мест, то к исходу 2006 года их осталось 23827. Было ликвидировано более 16000 койко-мест. Нам говорят об «оптимизации». Можно согласиться с тем, что сокращение коечного фонда – вещь в данных условиях необходимая. Но этот процесс должен сопровождаться повышением эффективности использования имеющегося коечного фонда. Сократить сроки пребывания пациентов в стационаре вполне реально. Для этого нужно средства, полученные от сокращения коек, направить на приобретение современного медицинского оборудования и создание целевого регионального фонда для финансирования мероприятий по повышению квалификации медицинских работников. Лишь в таком случае возможно максимально интенсивное, круглосуточное использование коечного фонда. К сожалению, техническое оснащение наших больниц находится на уровне 70-х годов прошлого века, и без увеличения финансирования медицины ситуацию не переломить. А мы не экономим даже там, где это реально сделать. К примеру, в нашей области немалые средства расходуются на долгострои в здравоохранении при недостатке финансов в наиболее значимых местах.

На мой взгляд, все это время сокращали не то, что нужно. Скажем, в Украине имеется большое количество различных научно-исследовательских институтов, зачастую дублирующих друг друга по своим функциям, в том числе три эндокринологических. Мыслимое ли дело: средняя продолжительность жизни у нас одна их самых низких в мире, а при этом считают нужным содержать огромный штат сотрудников для изучения проблемы старения в НИИ геронтологии. Поверьте моему опыту врача-практика: «на выходе» для реальных нужд медицины эти институты не дают ничего. А средства на обеспечение этих учреждений расходуются колоссальные. Использование бюджетных ассигнований должно быть максимально рациональным. Если раньше около 30% имеющегося коечного фонда отводилось под социальные нужды (больничные учреждения занимались, в том числе, досмотром престарелых граждан и инвалидов), то сегодня необходимо развивать сеть домов-интернатов и хосписов, а имеющийся коечный фонд стоит использовать, прежде всего, для высокотехнологичного лечения.

Я не собираюсь обвинять в этом столичное руководство. В Министерстве охраны здоровья работают профессионалы. Однако действующее законодательство не позволяет превратить эту структуру в полноценный научно-методический организационный штаб. В качестве примера приведу отсутствие в нашей стране закона об обязательном медицинском страховании. Безусловно, он сам по себе не решит всех проблем в здравоохранении, но поможет во многом упорядочить систему взаимоотношений между врачом, пациентом и государством.

За время независимости сменился добрый десяток министров здравоохранения. Каждый из них старался привнести что-то новое, но никогда речь не шла о системных изменениях. За ситуативными решениями терялось стратегическое видение проблематики. Именно поэтому наше министерство сейчас исполняет роль «пожарной команды», занимаясь в первую очередь вопросами материального обеспечения лечения и профилактики наиболее опасных заболеваний. Думается, вопросы обеспечения больниц медикаментами, противотуберкулезными препаратами, инсулином и кардиостимуляторами можно делегировать местным органам власти. Сейчас все медики понимают, что система Семашко отошла в прошлое, но для альтернативных решений не хватает, повторюсь, системного подхода.
Мы его предлагаем. Уже сейчас по инициативе областного общественного совета по вопросам охраны здоровья и окружающей среды при облгосадминистрации мы начали серию публичных диспутов. Основные темы дискуссий – наиболее актуальные проблемы регионального здравоохранения. Первое заседание было посвящено вопросам, связанным с предоставлением населению гарантированного пакета бесплатных медицинских услуг. Почему бы всем политическим организациям, созидающим наше новое общество, не направить своих представителей для участия в работе? Пусть бы каждый изложил свою позицию. В конечном итоге это пойдет на пользу общему делу.

Еще раз повторюсь об отсутствии в государственной здравоохранительной политике реальной стратегической направляющей. На мой взгляд, сейчас самое время разработать и согласовать на региональном уровне эффективную долгосрочную стратегию развития системы здравоохранения. Для этого мы предлагаем методику процедуры общественного обсуждения «Концепции развития здравоохранения в Луганской области на 2007-2011 гг.»

Одним из самых значимых аспектов концепции должен быть акцент на коллективную ответственность и руководящую роль государства в вопросах защиты и пропаганды здоровья среди населения. При этом данный процесс должен охватывать все группы. Необходимый элемент — профилактика на ее функциональном уровне и забота об основных социально-экономических факторах, влияющих на здоровье граждан.

Многодисциплинарный подход и партнерские взаимоотношения с обслуживаемыми группами населения, а также расширение кадрового потенциала являются еще одним необходимым звеном в цепи качественного предоставления медицинской помощи. Сейчас резко сужены программы профилактической и лечебной помощи на селе, а ведь селяне как никто другой нуждаются в постоянной помощи государства. В сельскохозяйственных районах за 2005 год родилось 4,9 тыс. человек, а умерло 14,2 тысячи. Сами видите: соотношение 1:3.

Растут и общие показатели смертности населения. Если в 90-м году они составляли 33,7 тысячи человек, то в 2005 году в нашей области скончались почти 44, 4 тысячи человек. Прирост на 10000 смертей – это уже катастрофа. Но исправить ситуацию в наших общих силах.

Сегодня обсуждение «Концепции развития здравоохранения в Луганской области на 2007-2011 гг.» проводится по инициативе облгосадминистрации, но почему-то общественные силы, делегировавшие своих представителей в советы, не принимают участия в обсуждениях. Медицина одна из самых значимых социальных сфер. Так почему же политики уклоняются от своих непосредственных обязанностей? Неужели вопросы охраны здоровья для них не являются приоритетными? Или им не интересны насущные вопросы сегодняшнего дня?! А ведь мы можем, объединив различные политические силы, разработать единую стратегию, конкретные проекты и в ближайшем будущем приступить к их реализации. Ведь основная задача политиков – служить людям. И если имеется реальная возможность принести практическую пользу – это необходимо делать. Нам стоит, наконец, создать единое медицинское пространство с развитым районированием и развитой первичной санитарно-медицинской базой. На местах должна быть сосредоточена современная диагностическая база. Ведь жители конкретных территорий тяготеют к обслуживанию в местных учреждениях, а сегодня они вынуждены приезжать в областные медицинские центры для проведения элементарной диагностики.

Конечно, наша больница обладает внушительным потенциалом для полноценного обслуживания, в том числе для профилактики и активного лечения одной из самых тяжелых и распространенных групп заболеваний - сердечно-сосудистых. За последние полтора-два года мы создали принципиально новое направление, которое позволяет по-новому подойти к лечению острого инфаркта миокарда и инсультов, что позволит снизить смертность и инвалидизацию населения! Но этого невозможно сделать без наличия современного медицинского оборудования, и реализация проекта тормозится из-за отсутствия средств на его приобретение.

Приведу еще один аспект проблемы: в нашей области в имплантации электрокардиостимуляторов при нарушении ритма сердечной деятельности нуждаются около четырехсот человек в год, из них свыше 60% составляют дети и лица трудоспособного возраста. В этой связи отмечу, что каждая смерть – трагедия, к тому же смерть трудоспособного человека наносит огромный урон экономике государства. Крайне необходимо создать современную систему превентивной диагностики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Однако в этом году Минздрав выделил для области по Государственной программе лишь 28 кардиостимуляторов.

Здесь можно перечислить еще ряд примеров, но и названных достаточно, чтобы убедительно доказать: решение медицинских проблем нуждается в комплексном подходе. Блок Юлии Тимошенко как раз и есть та сила, которая уже сегодня может на основе системного подхода реально изменить ситуацию в медицине, важнейшей сфере, вплотную затрагивающей интересы каждого жителя Украины.

Я убежден в ценности гражданских инициатив. Проблемы, сформулированные представителями различных политических течений, будут выноситься на рассмотрение комиссии областного совета с последующим общественным контролем. В ближайшее время инициативной группой будет поднят ряд животрепещущих вопросов, направленных на улучшение ситуации в медицинском обслуживании жителей Луганщины.


| Количество показов: 1533 |  Автор (привязка):  Соляник Федір Трохимович | 

Якщо Ви хочете залишити свій коментар, просимо пройти авторизацію

Возврат к списку


Материалы по теме:



Гость, 16.10.2007 15:40:28 Цитировать Имя

Напрацювання д-ра Набокова дуже серйозні(див.forum/vrach.in.uа;дивитись обережно, щоб порно не заскочило у непідготовлене око).По суті, вона перекликається з програмою О.А.Бабушкіна(стратегічна,грудень того року), а Андрій подробно зупинився на тактичних питаннях.І взагалі, було б дуже добре щоб опублікував на Експертах.

Я так зрозумів:поширювати приватне зі збереженням державного(для кожної спеціальності свої відтінки).

Мої Вам вітання.В.Ф.


Андрей Набоков, 16.10.2007 15:03:16 Цитировать Имя

Если уже родилась какая-нибудь стратегия развития (пусть даже районного или областного масштаба) - опубликуйте ее, пожалуйста. Народу интересно!


Олександр Шуляк, 14.05.2007 16:55:42 Цитировать Имя

ДОБРЫЙ ДЕНЬ
ПРИЯТНО ЧТО ВЫ ПОДНИМАЕТЕ ЭТУ ВАЖНЕЙШУЮ ПРОБЛЕМУ.
В УСЛОВИЯХ, КОГДА КАБМИН НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ ДЛЯ РЕШЕИЯ ПРОБЛЕМИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ НЕОБХОДИМО ДЕЙСТВОВАТЬ И ДУМАТЬ НА МЕСТАХ.
ПОЭТОМУ СПАСИБО ВАМ ЗА ТО ЧТО ВЫ ЧТО-ТО ДЕЛАЕТЕ
ЭТО УЖЕ МНОГО!!
ПРЕДСТАВЬТЕ НАМ ВАШУ КОНЦЕПЦИЮ.
ДАВАЙТЕ МЫ ЕЕ ОЦЕНИМ!!!!!!!!!!!!!!1



Перейти к обсуждению на форуме >>



Статьи по разделам
АПК (19) 
Демография (97) 
День в истории (49) 
Здравоохранение (195) 
Книжный мир (22) 
Культура (360) 
Лица эпохи (162) 
Молодежная политика (142) 
Наука и технологии (279) 
Образование (552) 
Общество (471) 
Политика (1059) 
Право (360) 
Социология (126) 
Экология (47) 
Экономика (543) 
Энергетика (60) 

ПОДПИСКА

ЭКСПЕРТЫ ВЭС
Качмарський Ігор

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИБЛИОТЕКА

Мала гірнича енциклопедія. Том 1, літера Б

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua