На главную страницу
 

От редактора
Правила портала
Защита интеллектуальной
собственности
Эксперт-Новости
Эксперт-Анонсы
Дайджест СМИ
Дайджест TV
Помощь
Эксперт-Поиск

Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по порталу









nsjewels.com.ua - ювелирный магазин

А без подъема Киев невозможен…

Версия для печати Версия для печати

08.06.2007 |  

Справка UAtoday.net:

Фуникулер (от латинского funiculus – веревка) – подъемно-транспортное средство с канатной тягой, предназначенное для перемещения пассажиров и грузов по крутой наклонной поверхности на небольшое расстояние.

Впервые идея использования фуникулера в качестве пассажирского транспорта была предложена в 1825 году, а реализована на практике в 1854 году в Италии (Генуя), а вскоре и в Австрии (Зоммеринг).
Наиболее широкое распространение фуникулеры получили в гористых странах и курортных центрах. На сегодняшний день в мире насчитывается около 400 фуникулеров. Из них 63 – в США, 62 – в Швейцарии.

На территории бывшего СССР было построено 9 фуникулеров (Киев – 1, Тбилиси – 1, Сочи – 2, Каунас – 2, Владивосток – 1, Баку – 1, Боржоми – 1). Старейшими фуникулерами являются киевский и тбилисский (1905 год), остальные пущены после 1917 года.

“Инженер в квадрате”

Строительство фуникулера именно в этом месте было продиктовано самой жизнью. Как свидетельствует история, проблема сообщения между верхней и нижней частями города существовала с тех пор, как был заложен Киев. Вначале нашим предкам приходилось подыматься пешком по крутым извилистым тропам, затем появился Андреевский спуск, и лишь в конце XIX столетия с Подола на Крещатик и Михайловскую площадь отправился первый трамвай.

К слову, в то время Михайловская площадь играла значимую роль в жизни города. Здесь размещались основные государственные учреждения, здание собора и другие строения Михайловского Златоверхого монастыря, панорама “Голгофа”. А вот добраться к Михайловской площади с густонаселенного Подола было непросто: либо двумя трамваями с пересадкой на Думской площади (ныне Майдан Незалежности – прим. авт.), либо пешком – по Андреевскому спуску.

Идея строительства наклонного механического подъема с канатной тягой была выдвинута еще в 1883 году обществом Киевской городской железной дороги. Автором революционного по тем временам предложения, а впоследствии и руководителем проекта, стал член правления общества инженер путей сообщения Артур Абрагамсон.

Из досье UAtoday.net:

Артур Адольфович Абрагамсон родился 3 марта 1854 года в Одессе, в семье доктора медицины. Все его предки по отцовской линии были врачами. Получив начальное образование во Второй одесской гимназии, поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета. С 1872 по 1876 год обучался на инженерном отделении Цюрихского политехникума, по окончании которого защитил диплом инженера. Возвратившись в Россию, продолжил учебу в Санкт-Петербургском институте инженеров путей сообщения.

Досконально изучив железнодорожные сооружения Бельгии, Германии, Франции, Англии, Голландии и Северной Америки, принимал участие в строительстве железных дорог в Швейцарии. В 1882 году, по приглашению будущего графа и премьер-министра Российской империи, а на то время начальника Юго-Западной железной дороги Сергея Юльевича Витте, Абрагамсон приехал в Киев и начал службу в железнодорожном управлении.

В 1887 году Артура Адольфовича назначили начальником техотдела. Через 10 лет он стал первым помощником и заместителем начальника “службы пути и зданий”, а с 1904 года – начальником этой службы.

У Абрагамсона было множество заслуг перед Киевом. Он сыграл видную роль в развитии железной дороги, городского транспорта, архитектуры, водоснабжения, канализации, технического образования. Был одним из соавторов первого устава Киевского политехнического института.

За высокую квалификацию, усердие и трудолюбие удостоен чина действительного статского советника, который, согласно Табели о рангах, соответствовал генеральскому. В 1910 году Абрагамсона перевели на Северную железную дорогу. Умер Артур Адольфович в 1924 году в Москве.

Среди киевской технической интеллигенции Абрагамсон по праву считался лидером. Возглавляя механико-строительный отдел местного отделения Русского технического общества, Артур Адольфович вникал во многие насущные городские дела.

В 1897 году в Киеве проходила авторитетная промышленная и сельскохозяйственная выставка, строительной комиссией которой руководил Абрагамсон. В 1900 году, представляя русский железнодорожный отдел на Всемирной выставке в Париже, киевский инженер стал кавалером ордена Почетного легиона.

Поскольку Абрагамсон имел два инженерных диплома, полученных сначала в Цюрихе, а затем и в Санкт-Петербурге, начальник Юго-Западной железной дороги Сергей Юльевич Витте (впоследствии крупнейший финансовый деятель и дипломат царской России) называл Артура Адольфовича “инженером в квадрате”.

Ко всему прочему, технарь Абрагамсон владел пером. И в справочнике “Весь Киев” его имя упоминается не только среди выдающихся инженеров, но и среди журналистов. Одно время Артур Адольфович даже редактировал киевский журнал “Инженер” – солидное издание, известное по всей России и за ее пределами.

Еще обучаясь в Швейцарии, Абрагамсон заинтересовался канатными подъемниками, которые нашли в этой альпийской стране довольно широкое применение. Подобный вид транспорта показался молодому инженеру подходящим для холмистого киевского рельефа. Однако идею строительства фуникулера у нас Артуру Адольфовичу пришлось “пробивать” без малого двадцать лет.

Шедевр строительного искусства

Лишь в 1902 году городская управа приняла предложение организовать транспортное сообщение между Подлом и Старым городом и поручила инженеру Николаю Пятницкому разработать путевые конструкции, а архитектору Александру Барышникову спроектировать станционные павильоны.

Строительство “Михайловского подъема” осуществлялось по типу самых совершенных на то время канатных дорог Швейцарии. Причем основные его механизмы и оборудование были изготовлены на швейцарском механическом заводе Теодора Белль, расположенного неподалеку от города Люцерна.

Виадук подъема, состоящий из пяти пролетов параболических арок, сооружался из неизвестного доселе в Киеве материала – железобетона. Каждый из двух вагонов вмещал по 65 человек и имел две открытых площадки и три закрытых купе с сиденьями. Станции и вагоны были спроектированы так, что вход и выход пассажиров осуществлялся по двум направлениям из стеклянных галерей, устроенных на обоих конечных пунктах подъема. Стальной канат, к которому крепились вагоны, был изготовлен на лучшем германском заводе Фельтен и Гильон и отличался сверхпрочностью.

Издание “Киевский календарь”, окрестившее новый вид транспорта “чудом искусства и науки”, сообщало своим читателям: “Верхняя станция подъема как будто парит в воздухе. Она представляется игрушечной беседкой и кажется воплощением причудливого замысла волшебника. От нее спускается вниз широкая лента длиною в сто саженей (200 метров – прим. авт.) точно протянутый кусок холста – виадук или железнодорожное полотно, которое наклонно упирается в нижнюю станцию. Если посмотреть с высоты птичьего полета, то все кажется таким эфемерным. Обе станции внутри скорее напоминают павильон в летнем загородном саду. Однако все сделано не только изящно, но и прочно.

Все выстроено из железобетона: и стены и столбы, и виадук, и быки, на которых лежит железнодорожное полотно. И только рельсы, блестящие на солнце своей сталью, напоминают о железной дороге…И по ней беспрерывно курсируют два вагона. В то время как один вагон с пассажирами, точно воздушный шар, “взлетает” вверх, второй плавно спускается вниз. Это путешествие совершается скоро, без затрат человеческих сил и не утомительно для пассажиров”.

Общая стоимость “Михайловского подъема” и работ, завершенных к концу апреля 1905 года, составила порядка 170 тысяч рублей. Проведя официальное освидетельствование всех сооружений и испытание с максимальной нагрузкой, компетентная комиссия допустила новую чудо-технику к эксплуатации.

Поехали!

Открытие “Михайловского подъема” состоялось 7 мая 1905 года. К полудню площадка верхней станции была заполнена народом. Прибыли и почетные гости: киевский городской голова Василий Проценко, директор правления общества железных дорог Давид Марголин, командующий войсками Киевского военного округа генерал-лейтенант Владимир Сухомлинов, директор политехнического института Константин Зворыкин.

Около часу дня начался молебен, который совершил епископ Уманский преосвященный Агапит. Затем наступил самый долгожданный и торжественный момент.

Первыми зашли в вагон отец Агапит и певчие церковного хора. Здесь же разместился и мэр города Василий Проценко, который со словами “открываю на славу и гордость древнего Киева новый путь – Михайловский подъем”, перерезал церемониальную ленту, протянутую впереди вагона. Взвился ввысь государственный флаг. Раздался свисток. И под громкоголосое “Ура!” вагон плавно двинулся вниз. Пел хор Михайловского монастыря и преосвященный Агапит неустанно кропил новый путь…

В специально устроенном павильоне сервировали обед для гостей, которым было предложено отметить столь знаменательное событие. Трапеза проходила очень оживленно. Не смолкали речи и тосты.

Первым взял слово городской голова Василий Проценко: “…Заблистал, наконец, свет науки и знания. Михайловский подъем – это первый путь, соединяющий Подол со Старым городом. Это первый шаг к развитию всего Киева. В этом пути сказались практические результаты науки, которая движется необыкновенно быстро. Поэтому, нельзя не приветствовать данное торжество и не пожелать, чтобы весь наш город усеялся многочисленными путями железной дороги”.

Поднимая тост за процветание Киева, инженер Артур Абрагамсон подчеркнул, что подъем “представляет лучшее в техническом смысле украшение города”.

…В первые дни новый вид транспорта буквально осаждался публикой. Одни, еще не осмелясь испытать себя в роли пассажиров, просто наблюдали за движением переполненных вагонов, а другие спускались и поднимались по несколько раз. К слову, судя по показаниям специальных счетчиков, установленных у входа на посадочную площадку, только 8 мая 1905 года услугами подъема воспользовались 22 тысячи человек.

102 года: “полет” нормальный…

С тех пор фуникулер пережил три реконструкции. В 1928 году его линия была продолжена на 38 метров – до Почтовой площади. (Прежде нижняя станция находилась на улице Боричев Ток – прим. авт.) В этом, очевидно, главную роль сыграла активно проводимая Советами экспроприация частной собственности. Дело в том, что при строительстве подъема в 1905 году, владелец земли от Боричева Тока до Почтовой площади заломил баснословную цену за участок. А в условиях диктатуры пролетариата, эта “финансовая проблема” разрешилась сама собой…

Спустя тридцать лет фуникулер обновили еще раз: заменили изношенные рельсы и шпалы, модернизировали оборудование машинного зала, изготовили новые вагоны.

В ходе последней реконструкции 1984 года расширили машинный зал, удлинили посадочные платформы, заново отстроили нижнюю станцию, полностью изменив ее архитектурные формы.

…И сегодня, как и сто два года назад, фуникулер по-прежнему популярен среди киевлян и гостей города. И секрет этой популярности прост – ведь это не только удобный и быстрый вид транспорта. Из окон вагончика фуникулера открывается живописная панорама украинской столицы, любоваться которой можно до бесконечности долго.

Источник:  UAToday.net
Ссылка:  http://www.uatoday.net/rus/article/history/47516

Возврат к списку




Дайджест по разделам
АПК (106) 
Демография (285) 
День в истории (375) 
Здравохранение (1177) 
Книжный мир (93) 
Культура (1422) 
Лица эпохи (869) 
Наука и технологии (983) 
Образование (1666) 
Общество (3283) 
Политика (6880) 
Право (612) 
Социология (230) 
Экология (418) 
Экономика (5501) 
Энергетика (800) 

НОВОСТИ

Українців визнали найкращими в сфері кібербезпеки
Просмотров: 540

АНОНСЫ

ПРОГНОЗ ЭКСПЕРТА

БИРЖЕВАЯ АНАЛИТИКА

Всеукраинская экспертная сеть
Разработка ВОНО «Эксперты Украины»
Всі матеріали Леоніда Сосницького

© «ВЭС», 2007
Разработка и поддержка – Всеукраинская общественная научная организация "Эксперты Украины". © Все права защищены. Использование материалов портала разрешается при условии ссылки (для Интернет-изданий – гиперссылки) на www.experts.in.ua